Какой была Кунцевщина до того, как стала частью Минска
За последние 10 лет Кунцевщина преобразилась: появились дома, магазины, объекты социального назначения. Но жизнь в этом микрорайоне кипит совсем не так, как в остальных частях столицы. На здешних улицах гораздо тише, люди прохаживаются не спеша. Микрорайон существует с 2004 года – ровно с того времени, как небольшой поселок отсоединили от Минского района и отдали городу. О том, что такое Кунцевщина и кто здесь живет, читайте в материале.
Из истории района
Поселок был окончательно достроен в 1986 году. Работы по его возведению велись с конца 60-х годов благодаря РУП «Агрокомбинат «Ждановичи». До недавнего времени Кунцевщина являлась одним из самых молодых населенных пунктов пристоличья. Здесь жили преимущественно работники сельского хозяйства. Люди были не односельчанами, а, скорее, друзьями и коллегами. Дома в поселке типичные сельские, двухэтажные и двухквартирные. Такие же, что строились при Хрущеве.
Самой главной в поселке тогда была улица имени Феликса Брикета. На названной в честь директора совхоза «Ждановичи» улице кипела жизнь: тут собирались на лавочках, сплетничали, обсуждали работу. Пройти мимо улицы Брикета было невозможно: на ней находились садики и школы. Кстати, на месте, где сейчас располагается Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района, находился детский сад, в который ходили жители поселка, а через десяток лет – их дети.
Феликс Брикет был директором совхоза «Ждановичи» с 1963-го по 1989 год. При нем появился поселок Кунцевщина
Старая застройка поселка осталась на переулке Академика Вышелесского. Тогда же это была улица. Не асфальтированная дорога напоминает о былой сельской местности. Здесь по сей день стоят старые многоквартирные дома, в которых по-прежнему живут люди. По совместительству они работники агрокомбината.
Воспоминания о былом
В Кунцевщине родилась и выросла Тамара Милашевская. Ее родители всю жизнь проработали в агрокомбинате, уже позже к трудовой династии присоединилась и Тамара.
– Кунцевщина всегда была своеобразным местом. Мы находились на отшибе, город начинался только со станции метро «Пушкинская», а все, что было до него, – чистые поля. Их засевали «Ждановичи» и другие хозяйства, – вспоминает Тамара Петровна.
Добираться до города можно было только на автобусе – он ходил раз в несколько часов. Нужда в нем появлялась лишь зимой: в теплое время года до Минска жители Кунцевщины прогуливались пешком. И то в основном в магазин.
– Мы не знали, что такое город и как там живут. Все, что нужно, было здесь: продуктовый магазин, школа, садики. Вместо кино и театра ходили в гости в соседние дома и в Минск не стремились, – рассказывает Тамара Милашевская. – Отсюда я никуда не уезжала. Работала в совхозе, дети ходили в нашу школу. Зачем в Минск? – добавляет Тамара.
Тамара Милашевская не один раз подчеркнула: в Кунцевщине все шло своим чередом, а многие до сих пор считают себя жителями сельской местности
Ирине Моисеенко 70 лет. В Кунцевщине живет уже почти 40 лет. В поселок она с мужем приехала, чтобы работать в агрокомбинате. Так и обосновались. В 2004 году новость о присоединении поселка к столице прошла будто мимо женщины. Во-первых, работы тогда было много; во-вторых, Ирина Николаевна сомневалась, что ее жизнь, как и односельчан, заметно поменяется от нового статуса.
– Мы все были дружны, встречались семьями, поэтому и столица нам не особо была нужна. Присоединили и присоединили, – рассказывает Ирина Николаевна.
Самое яркое воспоминание женщины – посиделки на лавочках. Обычно вечерами в выходной день у каждого подъезда собирались жители домов и обсуждали события прошедшей недели. Кто женился, кто родил, кто занял новую должность…
Частный сектор снесли
Присоединить Кунцевщину к столице решили в 2000-х. Территория за старой границей Минска активно застраивалась: улицы Матусевича и Притыцкого уже были в черте столицы. В 2004 году стали переоформлять документы. Бурных обсуждений этой новости, как вспоминают местные, не велось. В поселке жизнь шла своим чередом, разве что приходилось заниматься бумажной волокитой.
Теперь уже микрорайон так и остался отдаленным от столицы. Новые люди появлялись тут только вместе с застройками. Горожан иногда привлекал пруд в парке по улице Вышелесского, но улицы по-прежнему оставались пустынными. Жители поселка разъезжались по точкам агрокомбината и домой возвращались поздно вечером.
В 2021 году частный сектор в районе улиц Скрипникова, Академика Жебрака, Ивенецкой и Академика Вышелесского начали сносить
На их месте появились два многоквартирных жилых дома. Все квартиры в новостройках были предназначены для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пока никаких изменений в бывшем поселке нет.
В столицу по-прежнему выезжали за продуктами, редко – за развлечениями. К тому моменту уже появилась станция метро, до которой было рукой подать, крупный торговый центр, где продавалось все на свете.
– В Кунцевщине все еще пахнет районом, это чувствуется. Может, только новые жильцы себя считают минчанами, а мы – жители пристоличья, – подчеркнула Ирина Моисеенко.