Меню

«Моего мужа на работу забирали на санях». Каким был Заславль 60 лет назад рассказала старожил

Фото: автора

Современные улочки, магазины, бетонные дома: все это очень привычно нашему глазу. Мало кто может сегодня представить иные условия жизни. Все мы ходим по своим родным местам и даже не задумываемся, как они выглядели 10, 20, а то и 50 лет назад. В случае некоторых населенных пунктов и правда кардинальных изменений не произошло, но есть те, что строились и менялись на глазах поколений. Так происходило и с городом Заславлем. Чтобы подробнее узнать, как менялся город, мы встретились с одной из самых старейших его жительниц – 87-летней Луизой Кунцевич.

Луизе Кунцевич было всего 27, когда она перебралась в Заславль. На дворе стоял 1963 год. Город встретил ее запустением: многие улочки и здания еще не оправились от военной разрухи.

 – Будучи учителем физической культуры, я, конечно же, пошла работать в местную школу – сюда попала переводом с предыдущего места работы в Молодечненском районе. Школа в городе на тот момент была одна, а многих современных районов Заславля и вовсе не существовало, – вспоминает собеседница.

Первым, чем встретил нашу героиню исторический город, стал вокзал. Здание было очень старое, на тот момент к тому же еще деревянное, а рядом располагался небольшой железнодорожный магазинчик. Кстати, он, претерпев некоторые изменения, все-таки остался до нашего времени. А здание вокзала перестроили, и сейчас здесь станция «Беларусь».

Дом в мастерской и разрушенный костел

– Жить было особо негде, от работы выделили всего лишь закуток, который был не больше 20 квадратных метров и являлся пристройкой к мастерской для уроков труда. Мы жили втроем – я и еще две девочки, однако постепенно они разъехались, а у меня появилась семья, муж, дети. Тогда нам и предложили трехкомнатную квартиру. Но дети были уже подросшие, поэтому мы уступили квартиру другим нуждающимся, а сами переехали в саму уже бывшую мастерскую, где я живу и по сей день. Бывает, когда моешь пол, то тут, то там проглянет старая зеленая краска. Так прям ностальгия берет, – признается собеседница.

Кстати, домик-мастерская находится в непосредственной близости от исторического центра Заславля. Всего через три дома – католический храм на Рыночной площади, знаменитый костел Рождества Пресвятой Девы Марии. Но он не всегда выглядел так, как сейчас, да и в целом городская площадь претерпела существенные изменения.

Как рассказала Луиза Васильевна, костел наполовину был уничтожен во время войны, а за его восстановление долгое время никто не брался.

– Там полностью не было верха: ни крыши, ни крестов, ни шпилей. Только собирался мусор и ничего более. В 1998 году храм все-таки вернули католикам. Реставрационные работы начались тогда же – в конце 90-х годов, они продолжаются и в настоящее время. Рыночная площадь тоже раньше была устроена немного по-другому. В историческом центре, где ныне стоит валун с капсулой с посланием будущим поколениям, раньше находился памятник Сталину. Также горисполком располагался не в привычном для нас сейчас здании, а напротив, – объясняет старожил Заславля.

А вот Спасо-Преображенская церковь, окруженная замковым валом, почти не изменилась за более чем 60 лет. Как думает собеседница, это из-за того, что сам по себе Заславский замок – очень старое сооружение и мало кому удалось увидеть хотя бы пару его стен, кроме остатков въездных ворот.

Заславские оборонительные сооружения – это первая и самая старая фортификационная система Беларуси, возведенная в XVI–XVII веках по итальянскому образцу. Все окрестности вокруг бастионов были искусственно заполнены водами двух речек – Княгиньки и Черницы, благодаря чему территория замка напоминала остров.

Ходили пешком

В 60-е годы машины в Заславле были достаточно редки, люди чаще всего передвигались пешком, в исключительных случаях – на лошадях. Сами по себе дороги были вымощены булыжником, а кое-где еще оставался и старый деревянный тротуар.

– Иногда зимой, если было очень снежно, моего мужа на работу забирали на санях, запряженных лошадьми. Но уже ближе к концу СССР дороги стали капитально переделываться, появилось много автомобилей и, соответственно, первый асфальт, который проложил дорогу в дальнейшее будущее города, – резюмировала собеседница.

Это интересно

История станции «Беларусь» начинается с 1891 года. Именно тогда на Либаво-Роменской железной дороге открылось несколько пунктов, в том числе платформа «Заславль». С 1-го сентября 1896 года совет по железнодорожным делам переименовал платформу «Заславль» в полустанцию и присвоил имя «Изяславль» в честь сына Рогнеды и князя Полоцкого Изяслава.

В июле 1919 года Изяславль и ряд других городов Беларуси были оккупированы польскими войсками. В июле 1920 года интервенты при отступлении разрушили большую часть железнодорожных путей и сооружений. 29 января 1926 года станция «Изяславль» Западных железных дорог была переименована в станцию «Беларусь». С февраля 1964 года началось регулярное движение электропоездов Минск – Олехновичи.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59