Меню

Рассказываем историю улицы Бачило в Михановичах

Фото: Марина КАМЛЮК

В Минском районе немало улиц, названия которых носят фамилии настоящих героев. К примеру, в агрогородке Михановичи в 1966 году, по инициативе ветеранов, одной из улиц было присвоено имя подпольщика Бачило. 24 апреля Минская районная центральная библиотека провела литературно-краеведческий экскурс, участникам которого рассказали о борьбе земляков, внесших большой вклад в Великую Победу.

Примечательно, что на мероприятие пригласили председателя Михановичского сельисполкома Светлану Довальцову, руководителя школьного музея Марину Левковец, а также бывшую учительницу героя-подпольщика и его внуков. К ним также присоединились и жители памятной улицы.  Улица Бачило имеет свою историю. На железнодорожной станции Михановичи, между шоссейной дорогой и болотным массивом в тридцатых годах пробили новую улицу, многие жители работали на железной дороге.

Мирное существование жителей Михановичей и близлежащих деревень было нарушено вторжением фашистов

Начали создаваться партизанские отряды. Их главной задачей была «рельсовая война». С первых дней оккупации Леонид Бачило, оставшись во вражеском тылу, искал способы борьбы с фашистами. Он организовал боевую группу, действовавшую в Михановичах и окрестных деревнях.

Морозным ноябрем 1941 года по железной дороге в сторону Минска двигался эшелон: в открытых вагонах без крыши, на платформах-углярках без еды и воды перевозили военнопленных. Люди умирали от холода и голода. На любое небольшое движение в вагоне с целью согреться фашисты  отвечали пулеметными автоматными очередями.

Эшелон на станции Михановичи простоял более суток. Местные жители пытались каким-то образом помочь наполовину замерзшим советским военнопленным. Некоторые не выдерживали, снимая с себя шинели, обувь, отдавали своим товарищам, а сами шли на самоубийство, бросались на дула пулеметов. Фельдшер Казей, Леонид Бачило и еще несколько подпольщиков собрали с мертвых пленных тифозных вшей, а затем герой смог высыпать их на одежду, изъятую фашистскими оккупантами у местного населения для отправки на фронт. Немцы вместе с теплой одеждой получили и смертельную инфекцию – тиф.

Но нашлась черная душа, которая предала Леонида Андреевича и его соратников

22 января 1942 года на станции Михановичи произошла трагедия. Тихим морозным утром из Минска на двух машинах прибыло человек 20 солдат во главе с офицером. Гитлеровцы окружили дом Бачило. Прикладами выбили стекла. Распотрошили сенники и подожгли дом. Всю семью вытолкали на улицу. Привели начальника почты Антона Струповца и поставили рядом с Бачило. Пылали все постройки. Жену Леонида и детей (позволив перед тем проститься с отцом) отвели в здание правления. Когда стемнело, их выпустили. Они бросились к дому, от которого остались одни головешки. Горел сарай, где хранился торф на топливо.

Немцы из местной комендатуры наблюдали, как огонь пожирает сарай. На горящем торфе лежал наполовину сгоревший труп Леонида Бачило.

Когда в 1966 году в поселке Михановичи проводилась нумерация домов и давали названия улицам, по предложению проживающих на этой улице ветеранов Великой Отечественной войны, улице было присвоено имя Леонида Бачило. Мемориальная доска украшает дом в начале улицы.

На улице Бачило проживает семья Макаревич. Трагическая судьба которой также связана с Великой Отечественной.

Василий Макаревич жил со своей большой семьей из двенадцати человек на краю леса в лесничестве Кайковского сельсовета, где находился промежуточный лагерь партизанского отряда.

В конце лета 1942 года с самолета десантировались разведчики Леонид Сорока и Александра Гаркова. Воздушным потоком радистку Гаркову отнесло в болото. Двое суток она провела в торфяной трясине, получила сильнейшее переохлаждение, заболела. На помощь пришел лесничий Василий Макаревич. Он приютил девушку в своем доме. Вся его многочисленная семья приняла ее как родного человека. Лечили, как могли: травами, молоком, медом.

Радистка на связь с разведуправлением выходила прямо из дома Василия Макаревича. Фашистам удалось запеленговать рацию. Ранним утром с овчарками они ворвались в дом лесничего. Начался повальный обыск. Разъяренная овчарка бросилась на девятилетнего сына Леню и покусала, ребенок вскоре умер… Второй сын Макаревича, пятилетний Ваня, видя, что происходит вокруг, испугался и умер от разрыва сердца прямо на месте. Затем всю семью выгнали во двор на расстрел. Фашисты требовали выдать радистку. Возможно, что всех бы и расстреляли, но у одного из детей выпала из-под рубашки фотокарточка Гитлера. Фотография главного палача, полученная от старосты сельской управы, спасла жизнь всем остальным.

Вся семья Макаревич активно боролась с оккупантами. Взрослые и дети доставляли разведданные в партизанский отряд. При выполнении очередного задания 3 марта 1944 года на перроне железнодорожного вокзала Василия Макаревича арестовали. Жестоко допрашивали в Минске, затем вывезли в Тростенец. Вместе с группой заключенных вывели на расстрел. Раненный палачами, он очнулся на дне ямы, среди трупов. Здоровье было подорвано, и вскоре Василий Адамович Макаревич умер.

Текст: Марина КАМЛЮК

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59