В Беларуси отмечается день ВВС. Летчики из Мачулищей – о том, что таит выбранный путь

вертолет

Ежегодно, в третье воскресенье августа отмечается день Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Нам удалось пообщаться с птицами высокого полета в Мачулищах – летчиком-оператором вертолетного отряда вертолетной эскадрильи Максимом Соколовским и полковником Владимиром Скоркиным. Узнали, что подтолкнуло их к тому, чтобы бороздить небесные просторы и какова романтика кабины пилота.

История авиационной базы в Мачулищах берет свое начало в 1980 году, когда для оказания братской помощи Афганскому народу в городе Чирчик был сформирован 50-й отдельный смешанный авиационный полк, который между собой летчики именовали как «полтинник». Но буквально за месяц на сформированный полк возлагались задачи по перевозке личного состава и грузов, десантирования войск, а также авиационной поддержки боевых действий воинских частей и подразделений сухопутных войск.  

За успешное выполнение боевых задач и заданий по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полк был награжден орденом Красной Звезды

В мае 1994 года авиационный полк был перебазирован на аэродром Мачулищи. Авиабаза 26 марта 1996 года была переименована в 50‑ю транспортную авиационную базу, а затем в 50‑ю смешанную авиационную базу. Сегодня же аэродром предназначен для взлета и посадки воздушных судов Беларуси, где в штатном режиме проходят летные учения.

Какого быть пилотом

Как шутит командир 50-й смешанной ордена Красной Звезды авиационной базы полковник Владимир Скоркин, чаще всего летчики сталкиваются с ситуацией, когда за штурвал корабля приходиться садиться раньше, чем получают водительские права.

Например, летчик-оператор вертолетного отряда вертолетной эскадрильи Максим Соколовский рассказывает, что такое положение дел немного возвышает его в глазах сверстников. Парень отучился на авиационном факультете Военной академии и в прошлом году попал в Мачулищи по распределению.

Максим Соколовский

– Романтика и небо голубое, – говорит летчик, отвечая на вопрос о том, почему для выполнения военного долга выбрал воздух, а не землю. По его словам, над его головой часто летали самолеты, так что как такого выбора ему делать не пришлось. Кстати, сам парень родом из Барановичей, где расположена 61-я истребительная база.

История же его командира оказалась еще более романтичной. Юноша из военной семьи начинал летать еще в Витебском авиаклубе ДОСААФ.

– Меня спросили: «Вова, хочешь летать?» А я, конечно, хотел. Прошел медкомиссию, обучение и уже с 1995 года летал, – делится Владимир Вячеславович.

Владимир Скоркин

Далее все в том же авиаклубе практику проходили курсанты военной академии, которые и призвали будущего командира поступать к ним. И Владимир ни на секунду не задумался.

Ощущения перед взлетом

Как говорит Скоркин, каждый летчик помнит свой первый полет. Описывая же первую «близость» с небом, командир отвечает коротко: «Все сложно и непонятно». Такими же ощущениями делится и Максим, жалуясь на то, что частенько теория не сходится с практикой, особенно если в руки дается капризный штурвал. Да и «уникумов» в этой области мало – не так много летчиков схватывают все на лету.

По словам вертолетных летчиков, а именно ими и являются наши собеседники, самое сложное в управлении не взлет и посадка, как принято считать, а процесс так называемого «висения».

Владимир Вячеславович поясняет – в воздушных суднах не все так просто, как может показаться, и, если режим висения проходит нормально, то и полет должен пройти без каких-либо проблем.

Страха в авиации нет. Когда мальчишки только поступают на факультет авиации, сразу становится ясно, что их работа идет по принципу «либо да, либо нет».

– Это не как с машиной, в которой что-то сломалось, и она остановилась, поэтому все понимают, что страх – это твоё второе «я». Все мы отличники на земле, а в небе по-другому, – объясняет командир.

Перед полетом, говорит Максим, всегда присутствует волнение и даже легкий мандраж, но как только садишься за штурвал, все как рукой снимает. Очень важно сконцентрироваться и взлететь, а там уже можно выдохнуть.

Ил-76МД

Как рассказывает летчик, несмотря на то что служба протекает нелегко и не всегда удается полетать, полезно иногда отвлечься на виды Минского района. Правда, наслаждаться полями или огнями пристоличья удается только на обратном пути, потому что первостепенно для военного летчика – это выполнение поставленных задач.

Максиму приятнее всего летать ночью из-за красивых видов

Первым делом самолёты

На вопрос о том, как совмещать личную жизнь и службу, Максим Соколовский также коротко отвечает: «Если девушка не понимает твоей работы, то правильная ли это для тебя девушка?».

А вот его командир умеет сохранять баланс между работой и семьей, как бы тяжело это ни было. Супруга Владимира отдала себя творческой сфере и ранее никак не была связана с военной деятельностью. И, казалось бы, спланированный и нормированный режим любого военного оказался не таким, каким она себе его представляла. Но такой расклад дел ее вовсе не смутил. В доме Владимира Вячеславовича есть негласное правило – все, что было на работе, остается на работе, что позволяет сохранить в семье гармонию и спокойствие.

В самолете мне вольготнее, приятнее и проще, чем в машине, – подытоживает командир. – Сразу забываешь о том, что там на земле.

Полковник Владимир Скоркин в этот день от всей души поздравляет своих коллег:

– День Военно-воздушных сил объединил в себе героическую историю военной авиации, ее боевые традиции, преемственность поколений, уважение и любовь народа к защитникам воздушных рубежей.

В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы прошли сложный путь от авиации поршневой до реактивной, стали всепогодными, имеющими на вооружении современные авиационные комплексы и воплотившие в себе новейшие научные достижения. Я искренне поздравляю всех военнослужащих, гражданский персонал, с нашим профессиональным праздником. Не могу сегодня не вспомнить ветеранов Военно-воздушных сил. Спасибо вам за многолетний труд на благо нашей Родины, за вашу работу по патриотическому воспитанию молодежи. Счастья, здоровья и молодости в душе, ведь не важно сколько нам лет, мы все равно будем всматриваться в небо, услышав гул пролетающего воздушного судна! – резюмировал он.

К поздравлениям также присоединяются председатель Минского райисполкома Владимир Юргевич и председатель Минского районного Совета депутатов Наталья Жук.

Уважаемые ветераны и военнослужащие Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Республики Беларусь! От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником – Днем Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Республики Беларусь!

Вы выбрали очень важную профессию – защищать небо своей страны, не останавливаясь перед трудностями и оставаясь верными воинскому долгу.

Воинская доблесть и героизм, мужество и самоотверженность, верность Военной присяге и беспредельная преданность своему народу – качества, которые всегда проявляли военнослужащие военной авиации.

Вы с гордостью продолжает традиции ветеранов, демонстрируя профессиональное мастерство на страже Родины.

Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия, новых успехов в военной службе и труде на благо нашего Отечества.

Текст: Анастасия ФИГУРИНА

Фото: Анастасия ФИГУРИНА

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59