Деревушка Казаки, где все соседи живут как семьи
Когда попадаешь сюда, начинаешь сомневаться, что это деревня: редкие дома почти теряются среди зарослей кустов и деревьев. Постоянно в Казаках проживает лишь пять семей. На лето приезжают еще с десяток хозяев или их наследников.
Есть в этом что-то сакральное
Существует легенда, будто название деревне дали казаки ее императорского величества российской царицы Екатерины II, что когда-то поселились здесь. В архивных материалах деревня упоминается с 1800 года. Тогда в ней дворов насчитывалось немногим больше нынешнего – 6, и в населенном пункте проживало 27 человек. По сути, спустя два века Казаки вернулись к первоначальному состоянию, с которого и начинали развиваться.
Одно время деревня называлась по-другому: Заречаны. Потом все вернулось на круги своя. Видимо, есть в названии Казаки что-то сакральное.
Нашествие Наполеона, Первая мировая война, революция и Гражданская война… Все эти события не слишком затронули судьбы жителей деревни. Но вот Вторая мировая и Великая Отечественная принесли немало боли и горя. Многие жители деревни в период вражеской оккупации поддерживали связь с партизанами. Узнав об этом, фашисты расстреляли супругов Бронислава и Анну Дощинских, их односельчанина Станислава Соболевского. Еще один уроженец деревни – Станислав Левкович, воевавший на фронте и получивший ранения, – умер в госпитале.
В послевоенный период местные жители налаживали свой быт, трудились на производстве. Судьбы односельчан сложились по-разному, но они всегда помнили о своей малой родине – деревне Казаки.
Односельчане друг другу как родные
В учхозе Новопольского сельхозтехникума, который находился недалеко отсюда, встретились и познакомились Иван Мацкевич и Тамара Томилова. Он – лихой водитель, который чувствовал себя уверенно за баранкой грузовика, она – выпускница Речицкого зооветеринарного техникума, ценный специалист: зоотехник и ветеринар в одном лице. Молодые люди решили пожениться. Построили дом, вырастили двоих сыновей.
В прошлом году супруги отметили золотую свадьбу. На торжество пригласили сыновей с их семьями и, конечно же, односельчан. Мероприятие прошло очень весело и надолго запомнилось его участникам.
Многие годы Тамара Петровна на общественных началах была старостой деревни. Все местные жители ее хорошо знают и уважают. О своих односельчанах собеседница рассказывает с невероятной душевной теплотой и любовью, словно о родных братьях или сестрах.
– Мы все здесь живем очень дружно. Помогаем друг другу, подбадриваем… Не даем себе закиснуть, захандрить, поддаться плохому настроению, – говорит эта веселая и приветливая женщина. – Жизнь, конечно же, не сахар, но во многом она зависит от нас самих. И ничего – справляемся!
Сосед соседу – ягоды, рассаду и продукты из Минска
Жители деревни в основном люди преклонного возраста. Дети и внуки к ним приезжают по выходным, в отпуск или на каникулы. В остальное же время пенсионеры заботятся о себе сами. Помогают друг другу по-соседски – об этом даже не нужно никого просить…
Вот недавний пример. Михаил Афанасевич ходил в лес за черникой и набрал ее немало. Как тут не поделиться с соседями? Чета Мацкевичей подарок приняли с благодарностью, и сами не остались в долгу.
Валентина Подобед многие годы отдала тепличному производству. Рассада овощей у нее всегда особенная, словно заговоренная. Такую нигде не найдешь. Этой рассадой она постоянно делится с односельчанами, потому и урожаи у них – на загляденье!
Между прочим, когда в домовладении у Валентины произошел пожар, то первыми на беду откликнулись односельчане. Помогли, кто чем смог. При поддержке сельсовета, других государственных органов дом и постройки в итоге удалось восстановить.
Леокадию Шпартенко здесь знают как искусную швею-мастерицу. Многим односельчанам она справила обновки. А еще привозит из Минска продукты по заказу, не считаясь с дополнительными хлопотами.
Жаль, не стало магазина
Когда-то в деревне был свой магазин, но из-за недостаточной рентабельности его закрыли. Теперь жители ходят в магазин, расположенный в соседней деревне. Это недалеко, надо лишь перейти реку. Но все-таки немного грустно: как говорится, не свое. Не в Казаках…
В магазине поочередно работали продавцами Александра Соболевская и Лариса Ивановна, чью фамилию, к сожалению, припомнить здесь не смогли. Зато помнят, какие это были приветливые и участливые женщины!
Сам магазин представлял собой не просто торговую точку, а нечто вроде общественной приемной. Жители здесь обсуждали все новости, решали, что предпринять в том или ином случае. Даже работники сельсовета проводили в магазине встречи с населением.
Экономика экономикой, но все же нехорошо, когда закрываются привычные всем социальные объекты. Особенно это чувствительно в таких небольших деревнях, как Казаки, находящихся на значительном удалении от агрогородков и от столицы. Но такое нынче время, и оно диктует свои условия. Возможно, постепенно все изменится к лучшему.
Свои люди
У деревни есть будущее, уверены ее обитатели. В Казаки все чаще перебираются не только наследники тех, кто тут родился и провел всю жизнь. Места притягивают и нездешних людей.
Действительно, природа и вся обстановка тут – особенные, неповторимые. Один Черный ручей, приток Ислочи, чего стоит! Не спеша, с каким-то еле уловимым шумом, вьется речушка меж камней и корней деревьев. Посидеть в теньке на берегу в жаркую летнюю пору – одно удовольствие. Тем более что и местечко для этого оборудовано – сами жители постарались.
Луга и равнины, тянущаяся полоска леса – все это дорого сердцу человека, умеющего замечать и ценить прекрасную белорусскую природу, нашу глубинку. Мы ее порой не замечаем, и этим обедняем самих себя.
А в деревне не так давно поселились супруги Олег и Татьяна, приехавшие из Минска. Обзавелись уже кое-каким хозяйством, пчелиной пасекой. Кстати, медоносная фацелия, столь привлекательная для пчел, растет на огороде супругов Мацкевичей.
– С нас огорода вполне хватает для выращивания овощей и картофеля, то почему бы и не помочь соседям, – рассуждает Тамара Петровна. – Свои же люди!
Текст: Олег ШВЕДОВ
Фото: Олег ШВЕДОВ