В 60-х годах в Копище действовала гоночная трасса Малое Минское кольцо. Она унесла не одну жизнь
Расположенный в Боровлянском сельсовете отрезок автодороги Н-9031, соединяющий северо-восток микрорайона Уручье и Заславль, трудно назвать примечательным. Однако чуть более 50 лет назад именно он представлял собой известную на весь Советский Союз гоночную трассу «Малое Минское кольцо». В то же время история ее существования была непродолжительной: спустя 17 лет после открытия соревнования здесь были приостановлены, а сами окрестности, которые некогда оглашались ревом автомобилей, поросли лесом и многоэтажной застройкой. Выясняем, почему международная автострада резко оказалась невостребованной.
Гоночное кольцо «Боровая» появилось по инициативе республиканского комитета ДОСААФ и Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Белорусской ССР. До этого, в период с 1955 по 1959 гг., гонки проводились на Большом Минском кольце, которое, кстати, являлось первой в СССР трассой для кольцевых гонок. Собственно, свое официальное называние – Малое Минское кольцо – трасса «Боровая» и получила во избежание путаницы с предыдущей локацией соревнований.
Она представляла собой треугольник длинной 2850 м. Открытие трассы состоялось в 1962 году – в октябре там прошли первые соревнования. Однако еще до открытия было достигнуто соглашение с Федерацией автомобильного спорта относительного дальнейшей судьбы нового кольца: было решено, что уже в следующем сезоне оно станет площадкой для проведения одного из этапов всесоюзного чемпионата по автомобильным гонкам. Так начался «звездный час» пригородного шоссе.
Скоростной взлет
Высокие скорости были характерны не только для гоночных машин, что с гулом мчались по трассе, но и для всей судьбы Малого Минского кольца. Столь же стремительным стал его взлет к вершине всесоюзной известности. В августе 1963 года здесь прошла международная гонка на призы ЦАМК СССР, где помимо советских гонщиков участвовали спортсмены из Польши, Венгрии и ГДР. Разумеется, такой статус требовал и соответствия гоночной трассы международным стандартам комфорта и безопасности, в связи с чем в 1966 году она была реконструирована: появился новый отрезок с дополнительными крутыми поворотами, благодаря чему длина круга увеличилась до 4030 м. Были также расширены дороги (до 9 м), что позволило стартовать большему числу участников, на обочинах сделали укрепления, зону старта-финиша перенесли в более комфортное место на Заславском шоссе и благоустроили ее. Именно тогда трасса получила название «Боровая» – в честь расположенного неподалеку одноименного поселка.
Первые соревнования – первенство Минской области – состоялись на обновленном кольце летом 1966 года. В этом же сезоне впервые прошли соревнования «Золотая осень», ставшие впоследствии традиционными. А вот вкопанные в землю автомобильные покрышки, которые по сей день являются своеобразным отличительным знаком д. Копище, появились в 1968 году. Они представляли собой ограждения, установленные практически по всей длине кольца.
В период с 1969 по 1977 гг. гоночная трасса «Боровая» принимала этапы соревнований Кубка Дружбы социалистических стран. А в 1969-1973 и 1978 гг. на Малом Минском кольце проходили этапы чемпионатов СССР. Однако несмотря на произведенные работы и возрастающую популярность, автодром по своему качеству и обусловленным рельефом характеристикам не мог стоять в одном ряду с появившимися к концу 1970-х годов трассами под Киевом и Каунасом. Гоночная магистраль обладала множеством существенных недостатков. Например, из-за расположения в холмистой местности перепад высот составлял 18 м, что является существенным для короткого кольца. Помимо этого, начиная с 70-х, в гонках начали участвовать более скоростные автомобили, что требовало соответствующего оснащения.
Недостаточное внимание к данным особенностям привело не только к потере трассой своего громкого имени, но и к череде трагических исходов соревнований
Гибель Славы
В мае 1977 года практически на глазах у своих родителей погиб 25-летний минчанин Слава Старостенко. В д. Копище нам удалось отыскать очевидца того соревнования. По словам Вячеслава, с Малым Минским кольцом было напрямую связана жизнь всего населения деревни, ведь зрительские трибуны начинались прямо за частным сектором, там, где сейчас возвышается длинный дом. Несмотря на шум, которым наполнял окрестности во время соревнований, местные очень любили такие события и не только из-за впечатлений, но и с практической точки зрения: в приезжающих автолавках можно было приобрести не только сладости, но и продукты, в то время как ближайший магазин находился на Уручье.
День гибели молодого гонщика собеседник помнит хорошо. Будучи подростками, они с друзьями постоянно ходили наблюдать за соревнованиями.
– Говорят, что тогда был дождь, поэтому спортсмен поскользнулся, заехал колесом в лужу, что и привело к печальному исходу. Но я не припомню, чтобы в тот день был дождь, сухая была погода, – пожимает плечами собеседник. – Место, где произошла авария, скрывает лес. Сейчас, конечно, Копище выглядит по-другому. Часть гоночной трассы демонтировали, чтобы построить микрорайон. Там, где был старт, была гостиница. Там и сейчас мотель, пит-стоп и диагностическая станция.
Смерть Славы Старостенко была не единственной. Годом позже на «Боровой» погиб гонщик из Эстонии Тийт Скобелев, еще через год – литовец Римантас Кесминас. Поговаривают, были случаи, когда пострадавшими были также зрители и сотрудники милиции из оцепления трассы. Ведь столбы с натянутой проволокой не только не могли остановить вылетевший на всей скорости автомобиль, но и нередко представляли опасность для самих гонщиков. На портале «Автоспорт в СССР» мы нашли сведения о том, что во время очередной аварии только выступы на машине спасли жизнь гонщику Владиславу Барковскому, задержав проволоку и не позволив ей впиться ему в шею.
Из-за небезопасности трассу Малого Минского кольца закрыли в конце 1979 года. Фактически это стало концом ее существования
В 1984 году ее попытались возродить: была произведена масштабная реконструкция, в рамках которой были не только улучшены меры безопасности, но и построен комплекс сооружений, относящийся к республиканскому спортивно-техническому клубу ДОСААФ, расширены дороги, заново уложено асфальтовое покрытие. Теперь ограждения были представлены не только старыми шинами, но и земляными валами высотой до 1,5 м. Однако не смотря на новшества, вернуть свой статус Малому Минскому кольцу не удалось. Отныне гонки проводились на киевской трассе «Чайка».
Последними масштабными соревнованиями рядом с Копище стала гонка «Золотая осень» в 1984 году, совмещенная с чемпионатом БССР. Далее здесь проводились соревнования только республиканского масштаба, окончательно прекратившиеся в начале 1990-х. К слову, локации трассы «Боровая» 1970 года можно увидеть в компьютерной игре Grand Prix Legends.
Единственным напоминанием о гремевшем во всех смыслах прошлом служит установленный в тени елей и сосен памятник погибшему гонщику Славе Старостенко. От посторонних глаз он скрыт, но не забыт: кто-то явно ухаживает за монументом, периодически на нем появляются цветы.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото: автора, из открытых источников