Меню

Как учитель истории стала еще и режиссером 

Фото: из личного архива собеседницы

У каждого индивидуальный путь к реализации своего предназначения. Даже если он долгий и усыпанный камнями, человек ощущает потребность идти по нему, потому что он ведет к себе настоящему. Так, учителю истории Боровлянской школы №2 Татьяне Гражевской удалось реализоваться в профессии и через педагогику прикоснуться к мечте юности –  стать режиссером.

Выбор профессии

Татьяна Леонидовна работает педагогом больше 20 лет. Пришла в профессию не сразу. Еще в подростковом возрасте она была главным сценаристом и постановщиком тематических школьных вечеров. Погружалась в творческий процесс с головой, скрупулезно продумывала детали, часами подбирала музыку к сценическим номерам –  талант драматурга был очевиден. Одним из любимых предметов в школе была история. Увлеченность изучением исторических событий переросла в профессию и в результате привела Татьяну Гражевскую к успеху в качестве руководителя театральной группы. 

Военная история в судьбах людей

– Мне не хотелось ограничивать свою работу только преподаванием. Всегда хотела от себя большего: общения с детьми, какого-то движения,  рассказывает Татьяна Леонидовна. Поскольку сама интересовалась судьбами людей, которые жили в военное время, захотелось об этом рассказать в более широком формате. Для меня история войны  –  это в том числе история моей семьи. Отец ребенком жил на оккупированной территории. Немцы хозяйничали в их доме, выгоняли семью в сарай. Он помнит страх в глазах матери, прочувствовал на себе трудности послевоенного времени. Мамин дедушка дважды оказывался в немецком плену, был узником концлагеря. Бабушка, убегая от немцев, потеряла 9-месячного ребенка. Эти истории западают глубоко в душу, и о них нужно рассказывать. Поэтому мои постановки посвящены военной тематике. 

Дебютная постановка

Первый спектакль «О той войне» Татьяна Леонидовна поставила с учениками в 2019 году. Она дала ребятам прочитать письма, которые писали с фронта, делилась воспоминаниями своих родных. Они загорелись, с удовольствием и интересом окунулись в новую для них работу и успешно выступили на школьной сцене с премьерным показом. 

В этой постановке и начал по-настоящему раскрываться талант режиссера

 – Я понимала, что музыка должна быть современной. А сценарии такими, чтобы их реализация была под силу тем детям, которые участвуют в постановке. Я же не веду профессионального отбора. Приходят те, кто «загорается». То, что в спектакле много музыки и танца, – следствие возможностей детей: танцем у них получается сказать больше, – делится собеседница. – Спектакль всем понравился. Мы показывали его в школе несколько раз. Потом часть актерского состава выпустилась, но театральный процесс было уже не остановить… 

Коллектив «Корни»

Все ждали от Татьяны Леонидовны новой постановки. Было много желающих поучаствовать среди тех, кто смотрел первый спектакль, – такие сильные впечатления он оставил. Пандемия внесла коррективы в обычную жизнь. Репетиции откладывались… А потом и желающие принять участие в новом проекте окончили школу.

 –  Большого труда мне стоило увлечь других детей, – рассказывает Татьяна Леонидовна. – И только когда уже очень многое было попробовано, отрепетировано, прочувствовано ими, они увлеклись по-настоящему.

Подготовка была серьезной. Историк изучала архивные документы и даже дистанционно закончила Международную школу изучения Холокоста. Продумывала танцевальные блоки, видеоряды, спецэффекты. Репетировать начинали с танцев. Из хореографической практики у Татьяны – только занятия танцами в школе. Но педагог смогла поставить творческие номера и донести, в каком ритме, с какими эмоциями нужно двигаться в определенных сценах. Движения несложные, но настолько экспрессивно и искренне исполненные, что хореографические блоки стали самыми сильными моментами в спектакле. Степень драматизма достигала такой высоты, что зал замирал, и многие не могли сдержать слез. 

Актерами стали и ребята, которые еще 7-классниками участвовали в первой постановке, и дебютанты. Так собралось больше 20 человек, позже коллектив получит название «Корни». Первый показ спектакля «Будем жить!» прошел в школе накануне Дня Победы в прошлом году. Эффект был колоссальный, никто не ожидал такого уровня. Это  рассказ о судьбах вчерашних выпускников школы, мечты которых оборвала война. О детях, оставшихся сиротами, о молодых солдатах, чья жизнь завершилась на поле боя, о матерях и женах, переживших потери родных. В постановке много глубоких драматичных моментов: встреча одноклассников на поле боя, разговор солдата со смертью, сцена смертельного боя – последнего для всех вчерашних мальчиков и девочек. Спектакль настолько глубокий, что в нем, помимо основного сюжета, каждый может увидеть много личного. Его хочется пересмотреть еще раз, потому что сразу все не постигнешь. 

Спектакль «Будем жить!» коллектив планирует показать ко Дню Победы в мае этого года

Сюжет, хореография, подбор музыки и видео, продумывание костюмов – все это Татьяна Леонидовна смогла мастерски увязать в грандиозном по силе воздействия спектакле. Она проявила себя настоящим режиссером и сумела донести до юных актеров глубокий смысл сюжета, вложить в них чувства, которые хотелось передать зрителю. И многие зрители настолько прониклись действом на сцене, что увидели в актерах своих родных, переживших военное лихолетье. 

– На мне была очень большая ответственность. И на кону стояла не столько моя репутация, сколько в будущем уверенность в себе моих юных актеров, – подчеркивает Татьяна. – Задействуя детей в таком проекте, я стремилась к тому, чтобы в единой картине каждый участник был замечен зрителем и испытал ту самую минуту славы и успеха.

Педагог –  воспитатель души

Принцип педагога – обучая, воспитывать – тоже во многом реализуется с помощью творчества. Так, с 5-классниками Татьяна Леонидовна создает поделки в традиционных народных техниках, со старшими готовит документальные проекты, связанные с военной историей. 

– Нужно проводить какие-то параллели, выходить за рамки материала урока, приводить примеры из жизни, чтобы зажечь искру в глазах ребенка, – считает педагог. – Тогда детей не нужно заставлять учить, они сами будут интересоваться темой и еще поделятся с тобой уникальными фактами. Например, я как-то рассказала о своем знакомстве с женщиной, у которой вся семья побывала в концлагере Саласпилс, где у малолетних узников брали кровь для  немецких солдат. Все члены семьи прошли через лагерь и каким-то чудом выжили. Эта история очень тронула ребят, и они стали узнавать у родных, как старшие поколения переживали военные годы. Так собралась небольшая коллекция видеовос-поминаний, которую я использую на своих уроках, а мои коллеги – при проведении воспитательных мероприятий.

В этом и есть воспитание: зажечь, мотивировать, на собственном примере показать, что можно жить с интересом, гореть своим делом и бесконечно учиться, развиваться. И отношение учащихся к такому педагогу всегда особое, и предмет, который он преподает, видится очень важным.  

Путь к признанию нелегкий. И у нашей собеседницы были моменты усталости и выгорания, когда хотелось все бросить. Но за ней дети, в глазах которых она является примером для подражания, и она тот самый недосягаемый режиссер, которым мечтала стать.  

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59