Меню

Делимся воспоминаниями свидетельницы уничтожения деревни Кузьменка Минского района

Фото: из архива Крупицкой школы

2 ноября 1943 года в 4 часа утра немецко-фашистские каратели ворвались в деревню и сожгли 14 ее жителей. В ту ночь дворы населенного пункта навсегда были стерты с лица земли огнем.

Ранее Кузьменка относилась к Самохваловичскому сельсовету и находилась на окраине лесного массива между деревнями Вишневка и Вербники. До войны это была небольшая деревушка в 9 дворов с населением в 62 человека. В ноябре 1943 года ее постигнет участь Хатыни – жизнь здесь остановится навсегда. По данным материалов комиссии исполнительного комитета Самохваловичского сельского Совета народных депутатов, самому возрастному из погибших было 53 года, а самому молодому – 17 лет. Всего было сожжено 14 человек.

История в разрезе одной семьи

Одной из свидетельниц трагических событий Диане Куличенко в ноябре 1943 года было всего 10. Ее родители и 16-летний брат проживали в Минске, а с начала войны переехали в Кузьменку в дом деда. Подворное хозяйство помогало им выжить. Вместе с ними в доме жила семья Свигач.

Как вспоминает Диана Владимировна, утром 2 ноября было туманно и прохладно. Две девушки из деревни – Женя Радюк и Нина Трукшанова – собирались на праздник в соседний населенный пункт. В лесу их развернули немцы. Вернувшись обратно, девушки рассказали односельчанам о страшной встрече. Отец Дианы Куличенко попросил ее одеться потеплее.

– Отец, оценив обстановку, хотел уходить с нами в лес (к партизанам. – Авт.), но было поздно – в деревню въехал военный грузовик с солдатами в черной форме СС. Нам пришлось следовать вместе со всеми и стоять неподвижно на мерзлой земле, – вспоминала Диана Куличенко.

Мужчин и женщин разделили. Отца Дианы Владимировны и главу семейства Свигач расстреляли, приняв за партизан. Немцы разрешили мужчинам попрощаться с семьями. Диана Куличенко вспоминала, как мама горько плакала, а она еще не до конца понимала, что происходит. Спустя пару минут двоих мужчин расстреляли.

Остальных погнали в сторону деревни Чернолески. Из домов в Кузьменке тем временем фашисты вынесли все имущество и погрузили на повозки. Диана Куличенко вспоминала, как одна из женщин дернула ее за пояс и приказала бежать к подводам. Она и трое девочек – Тамара Володько, Нина Радюк и Мария Тукшанова – укрылись в повозках и доехали до Пятевщины.

Побег и дальнейшая судьба

Всю дорогу при телегах был сопровождающий. Недалеко располагался немецкий госпиталь. Диана спрыгнула с повозки и побежала к дому дяди – он жил неподалеку. На пороге ее встретила тетя и сказала, что они уже обо всем знают: немцы искали по их деревне подводы, чтобы вывезти награбленное из Кузьменки.

Среди погибших и угнанных – жители Чернолесок, Вербников и люди, проходившие мимо

Сарафанное радио тем же вечером донесло печальные новости: немцы расстреляли мужчин на глазах жителей деревни Чернолески. Среди них – брат Дианы Куличенко. Тела убитых сбросили в колодец на заброшенной панской усадьбе «Буйновщина». После этого 9 дворов в Кузьменке сожгли. Очевидцы позже расскажут, что пожар издалека был виден жителям окрестностей.

После трагичных событий Диана долго молчала и не могла плакать, в волосах появилась седина. Судьбы угнанных женщин из деревни сложились по-разному: часть отправили со станции «Михановичи» на каторжные работы в Германию, других увезли в фашистский застенок в деревню Подгай. Мама Дианы Куличенко провела в тюрьме полтора года до освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. К слову, в заточении должна была быть и сама Диана: пока ее разыскивали, девочка пряталась у тети в Минске. Добраться туда ей помогли сельчане, которые ехали на рынок. Долгое время жить в деревне у дяди она не могла, поскольку немцы и староста интересовались судьбой ребенка.

После войны Диана Куличенко вышла замуж за военнослужащего и исколесила вместе с ним половину Советского Союза. В 1974 году семья обосновалась в Минске.

Инициировали открытие памятного знака

Останки жертв показательной карательной операции перезахоронили в братской могиле на кладбище в деревне Чернолески. Кузьменку восстанавливать не стали – это место в последствии стало полем. Время от времени жители окрестностей говорили о том, что память погибших должна быть увековечена. В 2013 году один из жителей деревни Вишневка, староста деревни Пятевщина и один из ветеранов войны в Афганистане обратились в Крупицкий сельисполком с предложением возвести памятный знак на месте сожженного населенного пункта. Так началась длительная работа.

Большую помощь оказывали педагоги Крупицкой средней школы: вместе с учениками они разыскали очевидцев трагических событий, собрали документы и еще раз доказали необходимость установки памятного знака на месте сожженной деревни

В 2014 году с помощью ОАО «Рапс», Минского лесхоза и ГП «Ритуальные услуги» в поле был установлен металлический крест-оберег. Шефство над мемориалом взяла Крупицкая средняя школа. Он был открыт 9 мая.

Ежегодно на праздники и памятные даты почтить память павших жителей Кузьменки приезжают люди, представители власти, учреждений образования, культуры, медицины. Традиционно проходит митинг-реквием, минута молчания и возложение цветов.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59