Летчик-штурман Ми-8 и командир самолета Ту-134 рассказали о традициях и суевериях
Сегодня свой праздник отмечают военнослужащие одного из важнейших подразделений Вооруженных Сил Республик Беларусь. Чтобы понять, насколько сложно управлять вертолетом и самолетом, мы отправились в 50 САБ, где нам удалось пообщаться с настоящими знатоками непростого дела.
43 года назад была создана 50-я смешанная авиационная база. История части связана с Афганом. Авиационный полк один из немногих вынес все тяготы войны, 132 человека так и не вернулись домой… Сегодня летчики авиабазы бережно хранят традиции своих предшественников и по сей день остаются на передовых рубежах Военно-воздушных сил страны.
История в цифрах и фактах
В 1980 году в городе Чирчик (Узбекистан) сформировали 50-й отдельный смешанный авиационный полк, на который возлагались задачи по перевозке личного состава и грузов, десантированию войск, а также авиационной поддержке боевых действий воинских частей и подразделений сухопутных войск. Первое боевое задание было выполнено 13 марта того же года. Вертолетчики на Ми-8 и Ми-24 совершили 120 боевых вылетов. В итоге было уничтожено 80 мятежников, 4 опорных пункта. Летчики на аэродром вернулись без потерь.
К слову, в Афганистане летчики полка совершили более 120 тысяч боевых вылетов, в ходе которых уничтожено 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, перевезено 90 тыс. тонн грузов, около 700 тыс. человек. За успешное выполнение боевых задач и заданий по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полк наградили орденом Красной Звезды.
«Кто, если не мы?»
В свои 22 года Никита Зеленский твердо убежден, что он выбрал достойную профессию, поэтому на службу ходит, как на праздник.
– Когда я учился в школе, решил, что свяжу свою жизнь с военной службой. Ведь кто, если не мы? Есть такая профессия – Родину защищать, – отмечает собеседник. – С выбором меня поддержали родители и моя девушка, которая уже стала моей супругой.
Еще во время курса молодого бойца парень точно для себя решил, что хочет летать на вертолете. Мечта сбылась – сегодня он летчик-штурман Ми-8. Кстати, о винтокрылой машине Никита может рассказывать очень долго, сразу видно, что сердцем прикипел к вертолету.
– У нас экипаж небольшой: командир, штурман и бортовой техник. Если объяснять простыми словами, моя главная задача состоит в том, чтобы вывезти командира в заданную точку в нужное время. Я отвечаю за всю навигацию в маршруте. Кроме того, если командиру необходима помощь в полете, я имею полное право взять управление вертолетом на себя.
Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако эта история не про Никиту, ведь он поставил перед собой цель стать командиром.
– В 50-ю САБ я попал в ноябре прошлого года. Помню свой первый рабочий день, но и первую встречу с частью тоже не забыл, ведь меня отправили в Мачулищи для прохождения практики еще в мае, – подчеркивает штурман. – И сегодня я не могу представить своей жизни без неба. Каждый полет особенный… Когда ты видишь всю эту красоту, забываешь про невзгоды.
«Романтика в мелочах»
Командир авиационного отряда майор Андрей Муха отдал небу 12 лет. Он еще в юности решил стать летчиком. Первое время думал пойти на пилота гражданской авиации, однако военное дело взяло вверх.
– В июне 2012 года состоялся мой первый полет на планере. Эмоций было очень много, я не мог поверить, что парю в небе… Когда я уже был на втором курсе, мне доверили Як-52, конечно же, после определенного количества полетов с инструктором. Освоил фигуры высшего пилотажа. Так я отлетал два года. Затем в Лиде доверили уже реактивный Л-39, – вспоминает Андрей.
Летчик не сразу попал в 50-ю САБ – после учебы его отправили служить в Лиду, где он пробыл три года. В 2019 году его встретила Мачулищанская авиабаза.
– Сначала я летал в качестве второго пилота на Ил-76, после стал командиром экипажа на Ан-26. Сегодня – командир самолета Ту-134, – рассказывает Андрей Муха.
Самый дальний перелет был в Пекин – дорога туда и обратно заняла около 24 часов
По словам собеседника, полет – это романтика, без которой он своей жизни уже не представляет.
– У нас все красиво: и взлет, и посадка… Романтика в мелочах. Именно это меня и привлекает в профессии, – отметил командир.
Суеверия и традиции
Многие знают, что пилоты перед полетом не фотографируются. Считают, это плохая примета. Как оказалось, в копилке у них еще немало суеверий. Командир авиаотряда майор Андрей Мухаво время нашей беседы рассказал, что он уже несколько дней разнашивает новые туфли: в только что купленных летать нельзя.
– А вот бывает такое, что перед полетом берешь новую пару кожаных перчаток. Тогда обязательно в них нужно выбросить мусор, а уже потом садиться в самолет. И спешить мы тоже не любим. Даже если я опаздываю, никогда не буду бежать к самолету, ведь лучше просто ускорить шаг. Мы люди суеверные, – рассказал собеседник.
Штурман Никита Зеленский дополнил список традиций и народных примет. По словам военнослужащего, каждый авиатор беседует с железной птицей.
– Вертолет можно и погладить лишний раз, и спасибо ему сказать за службу. Я это делаю, – не скрывает Никита.