Власти обсудили с жителями Большого Тростенца будущее местной школы. В ответ услышали лишь требования
В Тростенецкой средней школе уже второй раз за год прошла встреча представителей власти с жителями деревни Большой Тростенец по теме организации образовательного процесса детей. И если в марте все велось на уровне обсуждений: смогут ли продлить жизнь школе, или ее придется закрыть, то теперь диалог перешел на другой уровень. Со стороны населения появились требования и даже ультиматумы.
Ответить на вопросы населения приехали главный специалист главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Наталья Станкевич, начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко, заместитель председателя Минского райисполкома Ирина Тихонко и другие. Сразу стоит отметить, что родителей, а также бабушек и дедушек школьников – нынешних и будущих – пришло гораздо больше, чем в марте.
Оно и не удивительно: накануне по деревне ездила машина, из которой по громкоговорителю мужчина скандировал прийти на собрание, ведь на нем будет решаться судьба детей. Наверняка поэтому настроение публики сразу отдавало негативом. Казалось, что люди пришли не вести диалог, а, скорее, выставить свои требования.
На протяжении двух часов на повышенных тонах они общались сначала в зале, потом – на улице под ливнем, в грозу. И не просто потому, что в школе было мало места для желающих поучаствовать в разговоре, но и в качестве «наказания» (судя по высказываниям о «Божьей каре за все страдания», и том, что «может, и молния ударит»).
Деньги есть, но тратить их нужно рационально
Школа построена давно, однако образовательный процесс там не останавливается. И не остановится как минимум до 2027 года. В этом население заверяли в прошлый раз, и в этот. Опять.
Жители Большого Тростенца собрали более 700 подписей под письмом в Администрацию Президента с просьбой построить школу в Большом Тростенце. Одна из многодетных мам рассказала, что 8 лет назад в учреждение образования даже приезжала комиссия, и кто-то им пообещал, что новая школа будет, мол, ждите: «И все поверили. По-моему, 8 лет терпения достаточно».
– Мы можем сегодня принять решение и, как кто-то вам пообещал 8 лет назад, построить школу. Но мы все-таки должны смотреть на перспективу, ведь мы строим учреждения за деньги государственного бюджета, – сказал Николай Башко. – За 4 года работы начальником главного управления по образованию Минского облисполкома я был в этой школе 4 раза. И я поставил вопрос, что такая школа существовать не должна – ваша первоначальная волна наверняка возникла с того. Мы проанализировали многие позиции, готовы идти на любые варианты, и школа должна сохраниться какой-то промежуток времени. Но, если мы сегодня видим, что по ряду ваших населенных пунктов нет рождаемости детей, и мы построим новое здание, кто потом за это ответит? И кто будет в нем учиться?
Не думать о том, что будет через 15, 20 лет, категорически запрещено, считает Николай Башко.
– Я многих могу понять, да, это ваша малая родина, вы за нее радеете, но что произошло с Минским районом за последние 15 лет? Население увеличилось в 2,5 раза! В 2001-2004 году в школы ходило 11 тысяч детей, сейчас 28 000, плюс значительная часть ходит в Минск.
И реальность такова, что строительство микрорайона вокруг школы не ведется, участки для индивидуального строительства не выделяются – за пять лет в Ельнице их продано пять, планируется продажа только двух. С 2020-го в Большом Тростенце зарегистрировано не многим 1,5 тыс. детей (на этот год – 1408)
Трудно сосчитать, сколько раз за время встречи жители Большого Тростенца повторили, что им должны построить школу, ведь они платят налоги. Но этих налогов не то, что мало, их катастрофически не хватит! В деревне Большое Стиклево проживает 793 человека трудоспособного возраста, в деревне Ельница – 583, деревне Большой Тростенец – 2338. И если учесть, что работник платит 13% подоходного налога, то при средней зарплате в 2000 рублей 1 человек в месяц выплачивает 260 рублей. И идут налоги ведь не только на систему образования, но и на здравоохранение, дороги, благоустройство и т. д.
В среднем на строительство школы уходит 37-40 миллионов рублей. Например, на Сеницкую школу №2 проектной мощностью 720 мест, которую ввели в эксплуатацию в прошлом году, затрачено 43 миллиона. Несколько человек предложили даже открыть благотворительный счет, чтобы, так сказать, собрать с миру по нитке. Они высказали уверенность, что в том же Израиле точно откликнуться на просьбу жителей деревень…
Так может все-таки рациональнее будет не ждать, пока на счету появятся копейки, а отдать ребенка получать образование в ту же Привольненскую школу, которая находится в радиусе 12-ти километров? Там, кстати, капремонт делают. И места хватит всем: школа незагруженная.
Как раздуваются слухи
– Неужели страна не может построить нам школу? Школа одно. А детский сад? Детей тягают на спине в Шабаны и в город, – пожаловался мужчина.
– А в Боровляны предлагать детей водить в детский сад – какой цинизм! – выкрикнула женщина.
Она это сделала за время встречи 4 раза. Начальник управления по образованию Минского райисполкома Людмила Лукша на месте позвонила специалистам, отвечающим за дошкольное образование. Они сообщили, что ни одному родителю из Большого Тростенца не предложили возить ребенка в Боровляны. «Предлагали могилевское направление, в сторону Гатово. Для дошкольников организуется образовательный процесс в учреждениях города Минска», – сказала Людмила Константиновна.
Варианты развития событий
Вопросы о строительстве школы до 2030 года на уровне Минского райисполкома не рассматривается (чем руководствуется власть, мы объясняли ранее). Но детей никто не бросает на произвол судьбы. Поэтому у исполкома есть вариант трансформации данного учреждения образования в начальную школу.
Что делается сегодня? 20 июня на спортивном стадионе Тростенецкой средней школы работал УКС Минского района, центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Минского района, чтобы понять, сколько нужно бюджетных вложений для благоустройства спортивного ядра.
Кстати, когда родителям детей на встрече сообщили, что сейчас планирует привести в порядок стадион, некоторые возразили: может, все-таки лучше отдать деньги на строительство спортзала.
– Нет, дети должны заниматься и на улице, тем более, что сюда приходят проводить время жители деревни, как вы сами неоднократно указывали, – ответила Людмила Константиновна. – Если будет принято решение о дальнейшем существовании школы, встанет вопрос о строительстве модульного спортивного зала.
Следующая встреча пройдет в августе. Это время нужно, чтобы люди обдумали услышанное. Им посоветовали организовать инициативную группу в составе 20-30 человек, чтобы в следующий раз не превращать все в высказывание индивидуальных мнений и проговаривание по кругу одних и тех же вопросов. Ну и тон беседы с выкатыванием требований надо бы сменить на что-то более культурное и адекватное.