Почему в детских садах Минского района не хватает мест и как это решают власти
Недавно проводила очередную прямую линию. Один из звонков касался уже ставшей притчей во языцех для пристоличья обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях. К слову, у позвонившего проблем как таковых-то и не было почти: старший сын посещает детский сад, младшему, которому еще нет и трех лет, необходимо чуть подождать.
Общий смысл монолога заявителя состоял сплошь из многочисленных огульных обвинений: «Все в Минском районе очень плохо и в школах, и в детских садах, все переполнено, в детские сады не попасть, никто ничего не делает, люди страдают. Развели армию чиновников от образования, они бездельничают, в садиках плохо кормят, не воспитывают, ничего не хватает и т. д.».
Когда эмоции чуть поутихли, задала вопрос, очень важный для понимания ситуации: «Скажите, вы коренной житель Минского района?» Ответ был ожидаем: «Нет». Семья приехала два года назад из другой области. Купили квартиру в Боровлянах. «В Минском районе все так плохо-плохо, по вашим словам, но вы продолжаете здесь жить. Значит, не все плохо. А что вы знаете о районе, который выбрали для жизни, чтобы делать такие выводы?» Завязался диалог.
Мы разговаривали очень долго. Прямая линия давно уже закончилась. Расставались почти по-дружески. Наверное, раз 30 мои предложения в том разговоре начинались со слов: «А знаете ли вы?..» Но времени было совсем не жаль.
Обсудили мы многое, начав с несправедливо обиженной «армии чиновников от образования». В этой «армии» – 12 государственных служащих и один водитель. Такова штатная численность управления по образованию Минского райисполкома.
Это на 61 020 человек детского населения Минского района, на 122 учреждения образования, на 27 590 учащихся школ и на 9920 воспитанников детских дошкольных учреждений, на легион родителей, бабушек и дедушек.
Это образовательный и воспитательный процесс, это организация питания и оздоровления, подвоза, обеспечение охраны и безопасности, профилактика детского травматизма, контроль за неблагополучными семьями, обязанными лицами, профилактика правонарушений, наркопотребления и многое другое. Это строительство новых учреждений образования, которых в районе возводится как ни в одном другом регионе страны. К слову, вопросами дошкольного образования в «армии» занимаются два специалиста, один из которых хоть и в «маршальском» звании (более 25 лет в системе дошкольного образования пристоличья), но груз ответственности и его порой просто угнетает.
Сегодня в Минском районе 69 государственных учреждений, обеспечивающих реализацию учебной программы дошкольного образования, – 59 детских садов и 10 учреждений типа детский сад – школа. Проектная мощность всех учреждений – 9084 места, однако по факту посещают их сегодня 9545 малышей. Минский район почти единственный в стране, где не выполняется социальный стандарт: норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях, дошкольного образования в республике – 85%, в Минском районе – 62,6%. И на то есть причины.
Почему очереди только растут
Положительная демографическая ситуация в пристоличье, связанная в первую очередь с миграционными процессами, экономической привлекательностью для проживания и трудоустройства в населенных пунктах, расположенных рядом с Минском, увеличивающаяся каждый год численность населения (в том числе и детского), конечно же, порождают острую нехватку мест в учреждениях дошкольного образования.
Сегодня в Минском районе в садиках нуждаются 3866 детей, в том числе 2485 – от двух до трех лет и 1381 – от трех до пяти
Одна из причин не снижающейся очередности в детских дошкольных учреждениях – активное жилищное строительство. На протяжении последних лет почти каждый 8-й квадратный метр жилья в стране строится в Минском районе. Более трети жилья вводится с господдержкой, это, как правило, многодетные семьи, естественно, детского населения прибавляется. И очередность в детские сады, соответственно, растет.
Детские сады появляются тут и там
Если на 1 января 2019 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе состояло 837 многодетных семей, то на 1 января 2020-го – 1041, на 1 января 2021-го – 1282, 1 января 2022-го – 1429. На 1 октября 2022 года – 1428. То есть, несмотря на то что многодетные семьи ежегодно получают разрешение на строительство, очередность практически за 9 месяцев этого года не снизилась. К слову, 201 семья, состоящая сегодня на учете нуждающихся, имеет 4 и более детей. Всего же в Минском районе сегодня проживает 3496 семей, в которых воспитываются 11 097 детей. Два года назад (на 1 января 2020 года) многодетных семей у нас было 2125, детей в них – 7995. На 1 января 2021-го – 3178/10 122. И это, подчеркиваю, только многодетные семьи.
Однако в Минском районе не бездействуют и не наблюдают пассивно за ситуацией. С 2016 года по настоящее время в пристоличье введено в строй 14 учреждений дошкольного образования на 2910 мест. Ни в одном районе страны не построено за этот период больше.
Количество новых дошкольных учреждений образования в пристоличье:
2017 г. – детский сад д. Лесковка (230 мест), детский д. Копище (230), Прилукский детский сад №2 (150).
2018 г. – детский сад №2 д. Копище (150), детский сад №3 д. Копище (150).
2020 г. – Ратомский детский сад №2 (230), детский сад аг. Сеница (150), Колодищанский детский сад №3 (240), Хатежинский ясли-сад (230), Боровлянский детский сад №3 (230), детский сад №4 д. Копище (230), Мачулищанский детский сад №3 (230).
2021 г. – Михановичский детский сад №2 (230), Колодищанский ясли-сад №4 (230).
Строительство этих учреждений позволило обеспечить нуждающихся в возрасте от двух лет и старше местами в Хатежино, Михановичах, снять проблему дефицита мест для детей в возрасте от трех лет и старше в Ратомке, Мачулищах, Колодищах, значительно снизить напряженность с обеспечением детей от трех лет и старше местами в Боровлянах, Сенице, Лесном, Прилуках. Хотя проблема обеспеченности детей местами в садиках в последних четырех населенных пунктах и в Копище стоит по-прежнему остро.
Не люблю говорить наперед, но комплексным планом развития Минского района до 2025 года предусмотрено строительство детских садов в Боровлянах, Прилуках, Колодищах, Сенице, Копище, Урожайном
Проблему пытаемся решать и в существующих обстоятельствах. В дошкольных учреждениях района работают 33 группы кратковременного пребывания для 336 малышей. Тесно взаимодействуем с комитетом по образованию Мингорисполкома, и это взаимодействие позволяет обеспечивать остронуждающихся местами в детских садиках столицы.
На официальном сайте управления по образованию райисполкома в рубрике «Одно окно» создана страница «Свободные места в учреждениях дошкольного образования» со ссылкой на информацию о наличии свободных мест в учреждениях Минска и Минского района, своеобразная интерактивная карта. Когда на прием приходят родители дошколят, мы всегда информируем их о возможности посещения ближайших дошкольных учреждений Минска по ходу следования на работу, так как многие жители района работают в столице. И они охотно пользуются такой возможностью.
Так, к сентябрю текущего года выдано уже 1360 направлений в детские дошкольные учреждения Минска малышам, зарегистрированным в пристоличье. Всегда предлагаем и детские сады района, где есть свободные места. Бывает, что родители сокрушаются, когда, к примеру, им предлагают тот же детский сад в Большевике. По разным причинам: далеко, да и транспортное сообщение оставляет желать лучшего, а подвоз малышей-дошколят не предусмотрен законодательством. Однако и соглашаются. В ситуации напряженности с местами в боровлянском регионе те родители, у которых есть транспорт, привозят детей в Большевик и возвращаются на работу. То, что для одних – сразу категоричный отказ и возмущение, для других – еще одна возможность. Стараемся рассматривать все варианты.
Обратная сторона жалоб
Безусловно, вопросы к органам власти есть, и обоснованные. Но и к родителям вопросов тоже немало.
Каждый день подписываю ответы на обращения и жалобы. Вот и недавно: «В детском саду не хватает посуды, не хватает швабр для уборки, и все это требуют с родителей». А детский сад этот ввели в эксплуатацию совсем недавно. И застройщик – один из лучших в стране! – купил для дошкольного учреждения все и даже сверх положенного. И, кстати, для благоустройства населенного пункта сделал многое. Когда выезжаешь и начинаешь разбираться, оказывается, что всего хватает, а истинная причина жалобы кроется в личной неприязни родительницы к заведующей садом, и вот она решила если не выжить ту из учреждения, то хотя бы насолить.
В таких случаях всегда жалею, что нет в нашем Законе об обращениях граждан хотя бы материальной ответственности за ложные обращения, как в других странах
Ведь чтобы выехать в учреждение и разобраться, нужно время, люди (вспомните про «армию»), транспорт, топливо. Это отвлекает от работы и коллектив сада, где, вместо того чтобы заниматься с малышами, вынуждены «давать показания». А автор жалобы довольно потирает руки. Сколько грязи порой выливается на сотрудников учреждений образования! И ведь никто при этом не задумывается, что в руки людей, на которых выливаете столько негатива, вы потом отдаете своего ребенка на целый день.
В преддверии нового учебного года объезжала детские сады, много беседовала с педагогами, заведующими, наблюдала за родителями. Информации к размышлению масса. Почему одни дети приходят в три года в садик и участвуют в исследовательских конкурсах, готовят сообщения про вулканы и моллюсков, знают много детских стихов и песен, а другие не могут отвечать на вопрос предложением из трех-четырех слов, а про детские стихи и речи быть не может? И с теми, и с другими мамы находились в декретном отпуске. В три года дети приходят в сад в памперсах (у них нет проблем с энурезом), потому что, по словам мамы, «так удобно». Или с соской во рту, с бутылочкой со смесью, потому что это тоже «удобно». Кому удобно? Маме, чтобы ребенок лишний раз не отвлекал дома? И приходят на прием молодые неработающие женщины с просьбой определить единственного ребенка в детский сад, потому что «так удобно» и времени больше будет свободного. И приходит папа троих детей, у которого от онкологического заболевания умерла супруга, а он единственный кормилец. И детей надо бы в детский сад, потому что потерять работу никак нельзя. А назавтра – мама еще троих деток, один из которых с инвалидностью, из-за чего и муж ушел после его рождения. И ей выходить на работу, чтобы не потерять общежитие и детей прокормить, а очередь еще не подошла. И им не до «удобства», и очень хочется помочь, но очередь общая для всех.
Родители пишут жалобы, что в детских садах невкусно кормят, поэтому дети там не едят. А причина на самом деле в другом. Когда начинаешь копать глубже, оказывается, что дети просто дома не приучены к такой пище. Потому что дома только каши и сосиски с макаронами. В лучшем случае. У многих детей нет навыков жевания твердой пищи. Они не умеют грызть яблоки и груши, не знакомы с орехами. Случайно подслушиваешь разговоры малышей в группах: «А у нас вчера на ужин была пицца!», «А я вчера борщ дома ела», «А у нас были запеченные баклажаны, и компот мама варила из сухофруктов», «А я с папой ел пельмени жареные». И сразу многое становится понятным.
Начать стоит с себя
В прошлом году в одном нашем населенном пункте мамы, забрав детей из сада, выйдя за калитку, так увлеклись разговорами, что не сразу обратили внимание, как дети исчезли. Потом их несколько часов искали всем миром. Были подняты подразделения МЧС, сотрудники РУВД, местные жители. Искали долго, в темноте. А когда нашли детей, мамы не бросились их сразу обнимать и целовать, а начали на телефон снимать пожарную машину, которая привезла малышей, – для них это был, судя по всему, прикольный «видос». Председатель сельсовета, которая при этом присутствовала, была в шоке.
Хотелось бы, чтобы родители, приходя в детский сад, были РОДИТЕЛЯМИ, а не мнили себя работниками санстанции или сотрудниками МЧС, технологами и поварами, воспитателями и нянечками
Чтобы не «ели» воспитателя только лишь потому, что имеют свои представления об образовательном и воспитательном процессе, чтобы всегда помнили, что перед ними люди, которым они отдают своих детей с утра и до вечера. И что они и так сами себя «едят», потому что постоянная гиперответственность и тревога за своих маленьких подопечных, которые и с лестницы оступиться могут, и упасть, и поперхнуться, и подраться, – составляющая их работы. Здесь и за одним-то дома не всегда уследишь. Подумайте, в каком постоянном напряжении пребывают эти люди. Попробуйте хоть раз, придя в детский сад, задать воспитателю вопрос, который вы, возможно, не задавали никому и никогда: «А чем я могу помочь? В группе? Или в саду?» И вы поразитесь реакции.
Подпишитесь на Telegram-канал «Образование Минщины» или хотя бы периодически его просматривайте. Открывайте хоть иногда сайты детских садов. Там море фотографий. И там только малая толика того, что делается в наших учреждениях для детей и с детьми. Посмотрите на лица и эмоции своих детей – их дарят им работники дошкольных учреждений. Задумайтесь о том, как трудно найти воспитателя в дошкольное учреждение в Минском районе. И не из-за отсутствия жилья в шаговой доступности, не из-за относительно небольшой заработной платы, которая постоянно повышается, и Президент (спасибо ему от всей педагогической общественности) держит это на постоянном контроле, а – не удивляйтесь! – именно из-за жалоб, кляуз и стрессов, связанных как раз-таки с родителями. Перестаньте обсуждать и ругать педагогов в присутствии детей. Потому что если родители дома или в чате ругают педагога, да еще при ребенке, рассчитывать на хорошее не приходится. Не спешите писать жалобы в исполком, что «в саду надоели поручения сделать дома поделку или нарисовать рисунок», вспомните, что делается это не с целью усложнить вам жизнь, а чтобы предоставить возможность лишний час побыть вместе со своим ребенком.
Очень хочется, чтобы на родительском собрании в детском саду, во дворе дома или на площадке в подъезде позвонивший мне на прямую линию папа маленького дошкольника рассказал бы обо всем, что мы обсуждали, другим родителям. А те – своим друзьям, соседям, потом – дальше. И что-то в мире бы изменилось. Потому что в воспитании нуждаются не только дети, но и мы, взрослые. Постоянно. И порой куда больше.
К сведению.
В 2019 году в стране построили 4062,0 тыс. кв. м жилья, из которых в Минском районе – 621 тысяч кв. м, то есть почти каждый 7-й квадратный метр в республике. К слову, это почти половина всего жилья, построенного в 2019 году в Минской области (1264 тыс. кв. м). Для сравнения: в 2019 году в Минске было построено 511,8 тыс. кв. м, в Витебской области – 326 тыс. кв. м, в Гомельской – 500 тыс. кв. м, в Гродненской – 444 тыс. кв. м, Могилевской – 328,1 тыс. кв. м.
В 2020 году: в стране – 4156 тыс. кв. м, в Гомельской области – 494 тыс., Могилевской – 369 тыс., Минской – 1191 тыс., Гродненской – 149,8 тыс. В Минском районе – 503 тыс. кв. м.
В 2021 году: в стране – 4387,3 тыс. кв. м. Минский район – 511 тыс. кв. м. Минская область – 1213,1 тыс. кв. м, Могилевская – 314,3, Витебская – 331,7, Гомельская – 505,8, Гродненская – 430,9.
Текст: Ирина ТИХОНКО
Фото: Вячеслав ЦУРАНОВ