Жители Минского района встретились с Митрополитом Вениамином. Какие вопросы прозвучали в Боровлянах
Кризис духовности, размытие границ между понятиями добра и зла – одни из насущных проблем современного общества. В связи с этим привитие молодежи основ нравственности является важным направлением педагогики. Кто, как не учителя могут направить детей и донести им смысл традиционных ценностей? 11 ноября в Боровлянской школе № 2 учителя и родители из Минского района имели возможность побольше узнать о том, какие шаги предприняты на пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в пристоличье.
Какой он, путь истинный?
Встреча Митрополита Минского и Заславского с педагогической и родительской общественностью проходила в формате диалоговой площадки. На повестку дня были вынесены вопросы формирования у молодёжи правильных ориентиров на основе народных традиций, ведь традиционные ценности являются не просто абстрактной фразой. Прежде всего это вместилище опыта народа, способность ценить окружающий мир и заботится о нем, это стремление выстраивать отношения на основе справедливости и духовности. И, конечно же, приобщение к этим ценностям должно начинаться как можно раньше и происходить с участием как школы, так и семьи.
Приветствуя участников мероприятия, заместитель председателя Минского райисполкома Ирина Тихонко сказала, что работа по духовно-нравственному воспитанию в учебных заведениях пристоличья ассоциируется у нее с крестом. У символа христианства 4 стороны, столько же участников и в процессе формирования нравственных основ: педагоги, родители, священнослужители и сами учащиеся.
Учреждения, которые хочется посещать
Духовно-нравственное воспитание прежде всего должно соответствовать запросам сегодняшнего дня. Стремительное развитие технологий требует новых подходов ко взаимодействию с подрастающим поколением. И потому особую важность здесь приобретают инициативы, направленные на совместную духовную деятельность педагогов, детей и родителей. Такой инициативой стало создание духовно-просветительского центра Минского района «На пути». Идейным вдохновителем организации в пристоличье такого центра является начальник управления по образованию Минского райисполкома Людмила Лукша. Несмотря на то, что его открытие состоялось 30 мая, уже достигнуты определенные результаты. О них в своих выступлениях, а также о направлениях работы рассказали в своих выступлениях директора школ, которые входят в состав координационного совета центра «На пути».
Руководитель Заславской средней школы №1 Елена Смотрова рассказала о четырех составляющих духовно-нравственного воспитания. Это чтение (изучение православной литературы, проведение выставок, возрождение традиции семейного чтения), посещении святых мест, равнение на примеры жизни святых, совершение добрых дел.
Основными направлениями работы Мачулищанской школа им. Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В. являются гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Директор учебного заведения Марианна Давыдова подчеркнула значимость обоих, а также рассказала о необычном мероприятии – Покровском фестивале, который прошел в рамках семейной недели в октябре.
А вот в Сеницкой школе им. Я. Купалы помимо работы с учащимися и их родителями также проводятся беседы священника с молодыми специалистами.
О том, какие мероприятия реализуются в рамках духовно-нравственного воспитания в Ждановичской школе, привела пример заместитель директора по воспитательной работе Марина Дорожко: «Больше всего ребятам интересны и полезны встречи со священнослужителями. Мы активно работаем в данном направлении, и в течение этого года священник уже несколько раз приходил в школу пообщаться с учениками».
Нравственность начинается с диалога
Участники мероприятия также могли поучаствовать в дискуссии и напрямую задать свои вопросы Владыке Вениамину. Так, руководитель Острошицко-Городокской школы Наталья Бельмач поинтересовалась, кто должен вести факультатив по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию: педагог или священнослужитель.
– Очень важно правильно доносить материал с точки зрения педагогики, – ответил архипастырь. – Не каждый священник может иметь такой опыт и такие знания педагогические. Если приглашать священника, то хорошо, если бы он прошел какую-то дополнительную подготовку. Что касается педагогов, то они могут ответить на любые вопросы и к любому уроку подготовиться. Но здесь важно не просто подать материал, а ответить так, чтобы сердце этим горело.
Не менее интересный вопрос задал директор Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района Павел Кисляк: он спросил у Владыки, каков Божий замысел на детей с особенностями развития. Митрополит объяснил, что причина рождения таких людей – в отсутствии гармонии в мире в целом, которая берет начало от грехопадения первых людей. Сюда же накладывается неблагоприятная экология, генетические мутации и прочие факторы. Однако смысл существования людей с особенностями психофизического развития – побудить людей задуматься в том числе о своем здоровье, вспомнить о благодарности Господу за собственные возможности, а также вызвать в сердцах окружающих сочувствие и милосердие.
Елена Гринчик, учитель музыки, поинтересовалась, как соблюдать пост ученикам. Владыка ответил, что каждый может взять посильные для него обязательства, которые являются наиболее актуальными. Например, школьники могут отказаться от просмотра Tik Tok.
Многодетную маму, воспитателя из Щомыслицы волнует, как реагировать на критику и обесценивание. Митрополит ответил: главное – не показывать слабину.
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото: Дарья ИВАНОВА