Какую силу имеют слова и знания? Рассказал священник
Каковы истинные смыслы слов, которые мы произносим? Правда ли, что незнание считается грехом? Чтобы разобраться в этом, мы обратились к настоятелю прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Чачково Олегу Мещерякову. Он объяснил, как использовать слова, чтобы строить, а не разрушать, и как церковь может помочь в этом пути.
– Какую силу имеет слово «ненавижу» в церковном контексте?
– В церковном употреблении это слово не всегда имеет отрицательное значение. У Василия Великого, например, оно связано с покаянием: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я», и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обнаружил грех свой, и возненавидел». Здесь ненависть направлена на сам грех, а не на человека, который его совершает. Это важно понимать: мы ненавидим грех, но не его носителя.
– Как церковь относится к суевериям? Например, помогает ли традиция три раза проговорить «тьфу-тьфу-тьфу» через левое плечо и трижды постучать по дереву?
– Этот обычай уже давно вошел в нашу культуру. Очень важно не забывать о таких действиях, благодаря общим традициям мы объединяемся. Эти действия являются проекцией духовного мира и пересказывают нам другую реальность. Главное – осмыслять эту традицию. Мы часто делаем много пустых вещей. Культурные аспекты, которые мы передаем, должны быть осмыслены теми, кому мы их передаем.
– Какой самый распространенный грех в наше время?
– Каждый период времени имеет свои недостатки, и они меняются. Грех XXI века – это неведение. В нашем переинформированном мире мы часто пренебрегаем изучением. Хотя это основное дело людское – изучение Священного Писания. Как говорится, можно научить ребенка, но нельзя научить невежду, который думает, что он все знает. Главный парадокс в том, что информационных источников много, но углубляться в знания мы не хотим. Дьявол больше всего воюет против тех, кто изучает Священное Писание, потому что для него это означает поражение.
– Может ли церковь провести отпевание домашних питомцев?
– Души животных отличаются от человеческих. Они существуют ровно столько, сколько мы о них помним. Человек является первосвященником за природу. Проводя отпевание для человека, церковь предлагает ему изменить свою участь. Для природы человека это возможно, а для животных – нет.