Вкусно и полезно: чем сегодня кормят школьников в Минском районе
Школьное питание – всегда актуальный вопрос. Детское меню должно быть полезным – это способствует физическому и умственному развитию, укрепляет иммунную систему и обеспечивает необходимый запас энергии для активной жизни и учебы. Однако не всегда полезное нравится ребятам: то цвет каши не тот, то запаха рыбы не переносят. Именно поэтому на протяжении последнего года вопрос организации школьного питания был на контроле у властей. Мы отправились в учреждения образования Минского района и узнали, произошли ли изменения в меню столовых и как отреагировали дети на нововведения.
Напоминаем, в прошлом учебном году в 23 учреждениях образования проводился пилотный проект по организации школьного питания. В нем принимали участие 17 городских школ и гимназий и шесть школ, расположенных в сельской местности. Пилотный проект (проводился вплоть до окончания учебного года) предполагал апробацию новых технологий приготовления пищи и принципов организации школьного питания для дальнейшего применения положительного опыта во всех школах республики. За это время были апробированы новые технологии приготовления пищи, изменились и некоторые подходы к организации школьного питания.
В этом году внедрены новые блюда и изделия во всех школах с учетом имеющейся материально-технической базы столовых. Готовят такие блюда, как правило, с использованием изданного Министерством образования информационного сборника технологических карт, блюд и изделий, разработанных с учетом вкусовых предпочтений учащихся, которые удалось выявить в ходе эксперимента.
Сборник содержит около 400 блюд. Он размещен в общем доступе на сайте Министерства образования
«Мы любим борщ!»
27 сентября заместитель председателя Минского райисполкома Ирина Тихонко и корреспондент «Прыcталічча» отправились в две школы агрогородка Колодищи. Главная цель поездки заключалась в том, чтобы не только ознакомиться с организацией питания, но и узнать мнение потребителей – школьников. Как оказалось, они достаточно привередливые.
На момент нашего посещения Колодищанской средней школы в столовой обедали группы продленного дня. Малыши громко стучали ложками по тарелкам, доедая гороховый суп.
– Мы уже очень сильно проголодались! Повара приготовили куриную котлету, кашу и компот. Скушаем до последней крошки! –хором говорили дети.
Сразу стоит отметить, что в столовой дежурили ребята из старших классов. Они приносили блюда, разносили ложки и вилки, а затем убирали остатки еды. Свою важную миссию они выполняли в полном обмундировании: чепчик, фартук, перчатки.
Ирина Васильевна первым делом решила поинтересоваться у ребят, как они дома завтракают. Некоторым было непросто ответить на данный вопрос, ведь, как оказалось, далеко не все перед занятиями успевают выпить даже чашку чая. Однако были и те, кто рассказал, как родители каждое утро удивляют своими кулинарными способностями.
– Мне мама каждое утро готовит кашу и украшает тарелку ягодками, а иногда блинчики печет. А еще очень люблю творожные сырки, – рассказала одна из второклассниц.
Юные привереды успели рассказать и о самых вкусных обедах от школьных поваров. Как оказалось, первое место в топе досталось куриным наггетсам. Кстати, именно они попали в меню после эксперимента.
– Если на обед наггетсы, тогда мы точно знаем, что отходов будет вдвое меньше обычного. Ребята доедают все до конца. А если на гарнир еще и пюре – детей из столовой не вытянуть, – отметила директор школы Татьяна Литвинюк. – Многие считают, что супы дети не любят, но наши ученики старших и младших классов обожают, особенно борщ.
– Мы любим борщ! Да и щи тоже вкусные, – прокричали дети.
В ходе беседы с младшеклассниками выяснилось, что не всем дома родители хотя бы два раза в неделю готовят бульоны и супы, поэтому есть и те, кто изредка может в столовой притронуться к первому блюду.
Заведующая столовой Колодищанской средней школы провела экскурсию по кухне. По ее словам, повара переживали лишь до старта учебного года, однако когда докупили все необходимые приборы, волнение прошло.
– Ежедневно нам нужно накормить больше 1000 человек, за один подход мы успеваем обслужить около 130 учащихся. В этом году мы ввели несколько новых позиций в меню, например рыбу, тушенную с овощами, или салат из помидоров, огурцов, заправленный сметаной, митболы с сыром, куриные колбаски «Секретики», – пояснила заведующая.
Чтобы ввести новые позиции в меню, пришлось заняться переоснащением кухни. Однако, по словам собеседницы, оно того стоило, ведь детям сегодняшнее меню по душе. Также заведующая отметила, что благодаря индукционным плитам готовить большое количество блюд стало намного проще, с электрическими было бы сложнее.
– От общего количества остается около 9% отходов. Я считаю, что это отличный показатель. Самое нелюбимое блюдо у ребят – тушеная капуста, – рассказывает собеседница. – Отходы, к слову, мы собираем в большую бочку, а затем продаем физлицам, с которыми у нас заключены договоры, а таких у нас трое. В основном берут как корм для собак, котов и свиней. За килограмм они отдают 15 копеек. За этим мы пристально следим.
А что думают дети постарше?
Осмотрев холодильные камеры, склад и ознакомившись с работой на кухне, мы отправились в кабинеты, чтобы пообщаться с ребятами из других классов. Как оказалось, не зря, ведь шестиклассники считают, что сегодня меню можно изменить, чтобы было гораздо вкуснее.
– Все равно домашняя еда вкуснее, но и в столовке тоже бывает вкусно! Вот вчера я съел четыре порции! А знаете почему? Потому что нам приготовили пюрешку и рыбу, – рассказал один из мальчишек.
Согласно нашему опросу, детям нравятся плов, наггетсы, макароны, салат из морской капусты
А вот супы нравятся только 8 школьникам из 12. Те, кто воздержался, сказали, что не привыкли к жидким блюдам. Ребята также попросили добавить в меню пышные блинчики, пирожки, сырники и запеканку.
Как дела обстоят у соседей?
Колодищанская школа №2 расположена по соседству, однако в организации питания здесь все по-другому. Например, родители полностью отказались от супов, решили перенаправить средства, чтобы увеличить количество мяса в порциях. Об этом нам рассказал директор учреждения образования Андрей Боровиков.
– На протяжении нескольких недель мы наблюдали за детьми. Увидели, что супы все выливаются в отходы. Особенно не нравилось самым маленьким, – отметил директор. – Что касается оснащения столовой, у нас все в полном порядке. Более того, одна из плит вообще не используется. Все успеваем!
Заведующая столовой в момент нашего посещения проверяла готовность полдника – бабки. По ее словам, она следит за каждым работником кухни и поварами. Держит ситуацию под пристальным вниманием.
– У нас, к сожалению, 25% отходов от общего количества, однако могу с уверенностью сказать, что школьники питаются хорошо. Я хожу по залу и интересуюсь, почему не кушают то или иное блюдо. Тяжелее приходится с малышами. Если их товарищу не понравилась котлета – второй даже не попробует. Зато у старшеклассников аппетит отличный, парни умудряются съесть сразу несколько порций, – рассказывает заведующая. – Я сама мама первоклассника. Учителям сказала, что если ребенок не хочет есть, не стоит заставлять. Из школьного меню убрала бы плов, потому что мы готовим его без томатной пасты, а дети к такому не привыкли. Еще дети не любят тушеную капусту. Готовим ее по очень хорошему рецепту, но школьники отказываются.
13 физлиц покупают отходы у Колодищанской школы №2
Директор учреждения образования также отметил, что в этом году школьники не помогают на дежурстве кухонным рабочим. Лишь изредка их могут привлечь – просто дети далеко не всегда добросовестно могут помыть стол.
Оценить организацию школьного питания на этот раз попросили ребят из 11 «А». Как оказалось, они очень скучают по супам.
– Куриные котлеты, пюре и салат, который похож на оливье, можно давать нам каждый день! Мы такое любим. В прошлом году нам давали еще рыбное филе с морковкой, но что-то перестали готовить, – хором прокричали 11-классники.
Андрей Боровиков объяснил, что рыбу пришлось исключить из меню, потому что большинство детей не съедали ее. Все уходило в отходы.
Нам удалось выяснить, что пожелания младшеклассников и ребят постарше разнятся. Найти решение удается лишь с помощью родителей. Один человек от каждого класса высказывает общее мнение. Кстати, в школе не раз проводились опросы для учащихся на эту тему.