Отдавать детей в садик или нет? Рассуждают жительницы Мачулищ и эксперт
Детские сады являются главной ступенью в социализации ребёнка, а также подспорьем для карьерной самореализации мамы. Вместе с тем из-за переполненности детских садов в Минском районе некоторые жительницы пристоличья не имеют возможности отдать ребёнка в детский сад и потому вынуждены совмещать материнство, быт, работу и досуг. О том, как живётся в ситуации многозадачности и как это влияет на личность ребёнка, нам рассказали жительницы городского поселка Мачулищи.
«Родственники не понимали, как это, я не буду работать?»
Семья Оксаны переехала в Мачулищи из Жлобина два года назад. Женщина заранее интересовалась, есть ли места в детских садах. Получив информацию о том, что очередь огромная и оформить ребёнка в детский сад не получится, Оксана поняла, на работу она не выйдет: придётся сидеть дома с сыном и развивать его.
– Вот смотрите, если у вас есть возможность быть с ребёнком до того времени, пока он не пойдёт в школу – лучше пусть будет так, – рассказывает собеседница. – В этом году мы пошли в первый класс. Сын подготовлен к школе, знает алфавит, цифры, считает до 1000, решает примеры с двузначными числами, идеально пишет цифры и буквы, хорошо рисует и лепит из пластилина. Это не хвастовство – это то, чем мы ежедневно занимаемся дома. В детском саду столько времени и внимания вашему ребёнку не даст ни один воспитатель.
– Сталкивались ли Вы с непониманием и осуждением со стороны окружающих? Как Вы на это реагировали?
– Осуждение было только со стороны родственников мужа. И не потому, что не отдала в сад, а потому что они не понимали, как это, я не буду работать? Честно признаться, реакция на их недовольство была нулевая, так как сам муж меня поддержал и изначально сказал, что я работать не буду. Хотя самой мне работать хочется: очень не хватает общения с людьми.
– Как Вы развивали своего ребёнка?
– Какого-то конкретного плана у меня не было – я ориентировалась на то, чему нужно научить ребёнка в данный момент. Например, в три года он плохо разговаривал, и я начала больше внимания уделять развитию речи. Затем появилось занятие лепкой, для развития мелкой моторики. И сын настолько этим увлёкся, что сейчас уже лепит то, чего не смогу сделать я! Прошло какое-то время, и я решила заняться с ним счётом. Попросила мужа купить счётные палочки. К моему удивлению, он купил набор, в который входило 100 штук цветных палочек, цифры и знаки.
Если бы сын ходил в детский сад, а я на работу, то не смогла бы дать ему те знания, которыми он сейчас владеет. На данный момент у меня достаточно времени, чтобы и с сыном заниматься, вести домашнее хозяйство, и находить время на себя. В заключении хочу добавить, что не жалею о том, что дошкольные годы провела рядом со своим ребёнком.
«Если честно, я ничего не успеваю»
Женщина, рассказавшая нам эту историю, пожелала остаться анонимной. У неё двое детей, один из которых ходит в школу, а второму исполнился год. Собеседница не уходила в декрет и на данный момент совмещает материнство с курсами и автошколой. По её словам, места в детском саду были, но посещать учреждение дошкольного образования систематически не получалось: ребёнок всё время болел.
– Выходит, вместо Вас в декрете сидел кто-то из родственников? Как они отнеслись к Вашему решению не отдавать ребёнка в детский сад?
– Родственники, увы, кроме осуждения никак себя не проявляли. Мне никто не помогает и, если честно, я ничего не успеваю. Если старшего сына я не водила в сад, то младшего ребёнка я мечтаю отвести в ясельную группу. Сад ведь и существует для тех детей, чьи родители работают. Не водить ребёнка в детский сад, посвящать ему всё своё время, разговаривать с ним и заниматься вместе делами – это очень большая роскошь, которую со вторым ребёнком я себе позволить не могу.
– Жалеете ли Вы о том, что не водили первого ребёнка в детский сад? Как Вы его развивали?
– Сад может дать только сопли и развитие аденойдов. С первым ребёнком финансовая ситуация позволяла мне остаться дома и водить его на «развивашки», которые были интересны именно нам. Сейчас же я не могу не работать, поэтому в следующем году я приняла решение отдать младшего ребёнка в сад. Но не для его блага, а для того, чтобы самой с ума не сойти: совмещать работу, учёбу и материнство очень сложно. Ребёнку, конечно же, лучше с мамой. Сын вырос замечательным парнем. Более эрудирован и развит эмоционально по сравнению со сверстниками.
Также следует добавить, что у меня есть несколько знакомых, которые предпочитают заниматься хозяйством и не работать, несмотря на средние доходы супруга. Живут достаточно скромно, но счастливо. Каждый проживает свою жизнь, поэтому с кем-то себя сравнивать не имеет смысла.
«Как ни сходим – болеем долго»
Ребёнок Екатерины практически не ходит в сад: присматривать помогает бабушка-пенсионерка, а на платные индивидуальные развивающие занятия с квалифицированным педагогом-психологом ездит в Минск. Такие меры Екатерина была вынуждена принять после того, как воочию убедилась в том, что самые первые психотравмы люди обретают именно в детском саду.
– Некоторые воспитатели или помощники позволяют себе орать на детей. Иногда с малышами взаимодействуют люди без опыта, без желания работать с детьми. Самим детям также сложно привыкнуть к распорядку дня, еде. Ведь воспитатель не будет подстраиваться под каждого ребёнка.
– Как совмещать родительство, быт, работу и находить время на себя?
– Находить компромисс с бабушками, дедушками, другими родственниками. Либо искать альтернативу в виде частных детских садов или няни.
Компетентное мнение
Почему же всё-таки стоит водить ребёнка в дошкольное учреждение образования, объясняет заведующая детского сада №4 д. Копище Лариса Хацкевич.
– Во-первых, сама психика ребёнка устроена так, что с определённого возраста ему необходимо быть частью детского коллектива, – отмечает Лариса Владимировна. – До трёх лет малыш познаёт мир глазами и ощущениями своей мамы: она словно является его проводником, оберегает, направляет. Однако уже начиная с возраста двух с половиной лет ребёнок начинает понимать, что мир – это не только мама. На прогулках он видит себе подобных, если можно так сказать, у него завязываются первые отношения, постепенно приходит осознание, что в организации игр и занятий ему не хватает именно диалога с другими детьми. Даже если мама всегда рядом, она не сможет это компенсировать. Несмотря на то, что в столь маленьком возрасте ребёнок ещё не в состоянии хорошо разговаривать и формулировать свои мысли, ему всё равно становится необходимым делиться своими достижениями с другими детьми, чувствовать свою значимость в рамках социума. У ребёнка появляется потребность в социализации: быть включённым в общество, осваивать нормы, осваивать нормы и правила взаимодействия, которые будут сопровождать его дальнейшую жизнь. Это основная потребность данного возрастного периода. И если она не будет удовлетворена, это соответственно отразиться и на поведении, и на эмоциональном состоянии ребёнка.
Заведующая детского сада подчеркивает: такая потребность имеет и психологическую, и физиологическую составляющую
– Результатом её удовлетворения является появление таких социально значимых навыков, как умение выстраивать диалог, самостоятельность, готовность делиться и просить самому, быть организованным, чувствовать границы других людей. Ведь многообразие мира начинается с многообразия контактов, – резюмирует специалист.
Водить или не водить ребёнка в детский сад – выбор родителей. При этом важно объективно оценивать своё собственное состояние, ведь у малышей очень развиты зеркальные нейроны, позволяющее «считывать» и впитывать эмоции членов семьи. Стоит также помнить и о том, что ребёнку важно не только быть любимым в семье, но и чувствовать свою значимость в рамках общества, свою способность не только принимать, но и созидать, делиться, быть включённым в общее дело. С таких мелочей и начинается любовь к людям, к жизни, к месту, в котором ты живёшь.
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото носит иллюстративный характер