Узнали, как трудоустраиваются бывшие заключенные в Минском районе
В здании управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома прошла ярмарка вакансий для лиц, освобожденных из мест лишения свободы и тех, кто состоит на учете у правоохранительных органов. Примеры подхода людей к решению проблемы, скажем сразу, неоднозначные.
Комиссии в управлении по труду проводятся каждый второй и четвертый четверг месяца. С поступившими проводится беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы готовности к тому, чтобы трудоустроиться, а также предлагаются доступные варианты вакансий. В рамках обсуждения людям, имеющим проблемы со здоровьем или документами, предлагают корректно разрешить вопрос благодаря присутствующим на комиссии представителям разных сфер (как правило, в обсуждении участвуют юристы, специалисты сферы здравоохранения, образования. – Прим.).
К примеру, на выбор предоставляются рабочие места в ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», УП «Агрокомбинат «Ждановичи», ГП «Жилищник Минщины»
Поступающие на комиссию бывшие заключенные или состоящие на учете в милиции, как правило, не приходят сами. Их визит согласован с руководством районного управления по труду, занятости и социальной защите и РУВД. Однако удовлетворить высокие требования такого контингента удается не всегда.
К примеру, гражданин Г. несколько раз был привлечен к уголовной ответственности, а также состоит на учете у нарколога. Недавно ему было вынесено официальное предупреждение, при несоблюдении которого мужчина отправится в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий. – Прим.). После посещения комиссии его ждет очередной прием у нарколога.
Искать работу при этом мужчина не хочет, потому что «там мало платят», а на предложения комиссии отвечает, что помощь ему не нужна
Как рассказывает заместитель начальника управления – начальник отдела занятости Марина Радоман, такие случаи вовсе не редкость. Бывали и ситуации, когда лица, оказавшиеся в управлении занятости, после заседания комиссии и предложенной помощи и вовсе считали самым простым вариантом сразу отправиться в ЛТП.
Есть также и положительные примеры среди лиц, недавно освободившихся из заключения, однако, как правило, такие ситуации единичны
Гражданка К. отбывала заключение за неуплату алиментов. Освободившись, вопрос поиска работы для женщины встал крайне остро: у нее есть 15-летний сын, которого надо собирать в школу, уже не говоря о том, что за какие-то средства нужно питаться и приобретать одежду.
На «карандаше» у комиссии гражданка состояла длительное время, но предложенные вакансии ее не устраивали – предполагаемой заработной платы хватало только на средства первой необходимости и, еле-еле, на оплату коммуналки. В этом случае К. приняла твердое решение – трудоустраиваться она будет самостоятельно.
Обзвонив знакомых, женщина нашла место помощника воспитателя в детском саду, уже прошла медкомиссию и пообещала предоставить в управление по труду необходимые документы в течение недели
То же касалось и гражданина А., который произвел фурор среди членов комиссии: мужчина заявил, что на данный момент завершает обучение в автошколе и уже договорился о трудоустройстве в компанию, куда требуются водители. Свои слова мужчина подкрепил необходимыми документами и добавил, что сам не понимает, почему его вызвали в управление, ведь за плечами подходил к концу условный срок за вождение в нетрезвом виде (и последующее за ним лишение водительских прав), да и ранее гражданин не привлекал внимание правоохранительных органов.
Гражданин Б. – сирота. Во время проживания в детском доме он загремел в воспитательную колонию, где и находился по достижению совершеннолетия. По выходу у молодого человека не осталось ни паспорта, ни аттестата, даже свидетельства о рождении гражданин ни разу в жизни не видел. На сегодняшний день Б. проживает у подруги, которая и оплачивает коммунальные счета, закупает продукты питания и следит за порядком на участке. Парень же работать категорически отказывается, аргументируя это тем, что документов у него нет, а восстанавливать их не хочет, поскольку они ему не нужны. Гражданин Б. грезит о том, чтобы нелегально уехать в Польшу на заработки, где будет получать «минимум косарик».
В отношении тех, кто так и не сумел с помощью комиссии трудоустроиться, принимаются жесткие меры: людей вносят в базу тунеядцев. С теми, кому было вынесено официальное предупреждение, перед транспортировкой в ЛТП проводится профилактическая беседа и организовывается транспорт с сопровождением сотрудников правоохранительных органов, чтобы доставить людей в профилакторий.
ФАКТ. Как рассказывает Марина Радоман, среди лиц, отбывавших срок заключения, прослеживается печальная статистика – мужчины, как правило, предпочитают жить за счет жен, которые не только работают, но и занимаются бытом.
Текст: Анастасия ФИГУРИНА
Фото: Анастасия ФИГУРИНА