Что о зависти и спасении души самоубийцы думает священник
В жизни каждого человека возникают моменты, когда нужно осмыслить свои чувства и поступки. Зависть, память о близких, супружеские отношения – темы, волнующие многих. Настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Чачково Олег Мещеряков объяснил, каков же взгляд церкви на эти вопросы. Он рассказал, как зависть отвлекает от истинных ценностей и почему память о любимых, даже через их вещи, не несет негативного смысла.
– Почему зависть – это грех?
– Это социальная эмоция, чувство досады, вызванное успехом или благополучием другого человека. Священное Писание открывает зависть как смертный грех, «завистью диявола вошла в мир смерть,…» (Премудрости Соломона 2 гл. 24 ст.). Святые отцы Церкви поясняют, что зависть рождается из гордости, которую они называют глупостью, неразумной, «детской» эмоцией. Такое состояние также можно описать как эгоцентризм. Люди завидуют по недоумению. Зависть – это нелюбовь, она думает о равноправии, а любовь о достатке ближнего. Зависть не чувствует человек, изучающий Священное Писание, ему ясно положение вещей, замысел Божий. В гимне любви апостола Павла (1-е послание к Коринфянам, 13 гл.) есть слова «любовь долготерпит, не завидует…», и апостол Иоанн Богослов в своем 1-м Соборном послании в 4 гл. говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Богат не тот, у кого много, а тот, кому до-ста-точно. Но если вы в чем имеете нужду, то «просите и дано будет вам» (Мф. 7:7) Зависть не чувствует человек, изучающий Священное Писание, ему ясно положение вещей, замысел Божий. Господа нужно благодарить за то, что он нам дал, а не концентрировать внимание на положении других.
Такое явление рождается в людях, которые считают, что Бог к ним несправедлив. Мягко говоря, в Боге вообще справедливости нет, в нем есть любовь.
Все наделены именно тем, что им по силам вынести. Если в человеке живет уверенность, что он достоин большего, нужно подождать, оно обязательно придет, когда наступит время.
– Несет ли в себе что-то негативное, например, кольцо покойной бабушки?
– Существует традиция раздавать вещи усопших. Мы делаем это в память, прося молитв о упокоении их душ. Помнить правильно, добром, любовью, то есть в Боге, тогда радостно и поминаемому и поминающему. Писание учит «благословляющий тебя благословен, а проклинающий тебя проклят».
Здесь важно понимать, как мы воспринимаем данные вещи. Например, если я ношу кольцо, которое принадлежало моей любимой бабушке, я придаю ему особый духовный смысл. И, конечно, ничего плохого со мной не произойдет. Напротив, такая вещь иногда становится напоминанием о любимом человеке. В трудные моменты я могу подумать: «А как бы поступила моя бабушка?» И ее советы помогут мне справиться с ситуацией. К сожалению, я сталкивался с людьми, которые приносят вещи умерших, особенно «святыньки», потому что они им не нужны, и просят освятить дом, где жил этот человек. Это пример недоразумения правильности отношений.
– Возможно ли спасти душу человека, совершившего самоубийство?
– Такие люди иногда не справляются с собой, в трудные моменты не находят необходимой поддержки. Их уход – это самовольное оставление жизни. Церковь не отпевает самоубийц, и ответственность за их душу ложится на плечи родственников. Люди часто воспринимают это как наказание или отсутствие любви, хотя на самом деле это их собственный выбор отказаться от церковной помощи. Даже дьявол, если бы захотел покаяться и вернуться к Богу, мог бы это сделать.
Господь никого не лишает милости, кроме тех, кто сам себя от нее оттолкнул. Важным моментом здесь становится ответственность близких: необходимо учитывать обстоятельства, побудившие человека покинуть этот мир.