Корабли собирает на балконе. Бывший летчик из Боровлян создает шедевры
Знаменитый парусник «Двенадцать апостолов» или крейсер «Аврора»… Великие проекты, реализованные когда-то инженерами-судостроителями. Глядя на созданное ими, хочется и самому начать творить нечто подобное. И такая идея сегодня не кажется такой уж безумной, ведь есть много умельцев, которые воспроизводят точные копии этих кораблей и не только. Правда в уменьшенном масштабе – модели. Масштабные модели – это вовсе не игрушки, а серьезное занятие, которым могут заниматься не только дети, но и взрослые. По крайней мере, так утверждает один из жителей Боровлянского сельсовета. Побывали у него дома и заглянули в его судомодельную мастерскую.
Игорь Сташенков рано вышел на пенсию. На тот момент ему исполнилось чуть за тридцать. Всему виной последствия чернобыльской катастрофы: он был летчиком и подвергся радиоактивному облучению.
– Я привозил ликвидаторов к атомной станции и увозил тех, кто уже там отработал, кто получил большую дозу радиации, – рассказывает собеседник. – Дальше мне их надо было переправить в Москву. Закончив работу в зоне ЧАЭС, сам получил большую дозу. А потом война… Афганистан. Все это подорвало мое здоровье. Но, не смотря на раннюю пенсию, я нашел, чем заняться…
Кружок по интересам
Созданию любой модели предшествуют идея, задумка, доскональное изучение полномасштабного собрата будущего изделия. Игорь Сташенков, выйдя на заслуженный отдых, еще целых 15 лет вел кружок моделирования для местной детворы. Бывало, ребята приходили к нему домой и мужчина моделировал с ними прямо на кухне.
– Парней в основном интересовали самолеты, ведь небо – мечта многих мальчишек. Прежде чем собирать ту или иную модель, ребята полностью изучали все характеристики воздушного судна. Даже узнавали, где и при каких обстоятельствах оно использовалось, какие знаменитые люди связаны с боевой или гражданской машиной, – вспоминает собеседник.
Оказывается, суть стендовой модели – соблюдение масштаба и точное воспроизведение всех деталей, исторически значимых элементов. Модели самолетов могли изготавливаться не только из дерева, но и из пластика. Правда, как признается Игорь Сташенков, пластик трудно красить.
Был также у умельца опыт создания «самолетов на веревочке». В модель ставился простейший моторчик, который работал на специальном эфире, и создавался фюзеляж точно по расчетам, чтобы аппарат мог взлететь. Дальше к самолету приделывали трос и запускали – кружили будто на поводке.
Самолет для внука
У мужчины – две внучки и один внук. Если девочки не особо интересуются кораблями и самолетами, то парень, напротив, проявляет свою любознательность в этой сфере. Однажды дедушка-летчик соорудил большой самолет для игры.
– Я долго проектировал его, подбирал детали по масштабу, чтобы вышло все пропорционально. Перерисовал даже приборную панель с настоящего истребителя, сделал колеса, кабину, крылья. Собирал модель около четырех месяцев – по большей части из-за того, что не всегда под рукой были нужные запчасти, детали. Но на выходе получился большой полутораметровый самолет из дерева, – рассказывает собеседник.
На этом Игорь Сташенков не остановился. Со временем он доработал самолет. Купил электромоторчик и присоединил его к вырезанному винту – так получился работающий, как в настоящем самолете, винт. Но мастеру хотелось добиться большего сходства с боевой машиной, ведь звука работающего двигателя как такового не было. Тогда мужчина углубился в ютьюб… После долгих поисков почерпнул идею из одного видео, где парень с помощью хитроумного приспособления сделал звук выхлопа для велосипеда. Эту работу Игорь Сташенков проделал и с самолетом внука – и вот звук уже имеется.
– Внук был просто счастлив! Даже старшая внучка попыталась залезть в самолет, но не хватало места – колени были на уровне ушей. Меня сын все спрашивал, глядя на это: «Эх, а вот почему ты в моем детстве такого не делал?» – смеется мужчина.
Фрегаты и мини-мастерская
Однако своей большой страстью Игорь Сташенков считает все-таки корабли. Моделей различных парусников у него и правда много. Все делает самостоятельно и даже специально оборудовал мастерскую у себя на балконе.
– Когда у меня еще не было рабочего места на балконе, я мог сидеть и пилить прямо на кухне. Жена увлечение мое поддерживала – стояла рядом с пылесосом, чтоб опилки сразу всасывались и не разлетались по квартире, – вспоминает собеседник.
Как объяснил Игорь Сташенков, любой корабль начинается с чертежа, который можно найти либо в судомодельном журнале, либо в интернете. Распечатать лучше всего на плотную бумагу – ватман, после нужно обвести на фанере карандашом заготовки деталей. Электролобзик отлично помогает вырезать из тонкой фанеры заготовки для корпуса корабля, а обрабатываются неровные края обычной наждачкой.
– Самое интересное, безусловно, это сборка. Нравится составлять части друг с другом, склеивать их, красить, где-то состаривать для вида. Но дерево не единственный материал, используемый при создании корабля. Стропы, паруса, пушки – это все нужно также подготовить. Если ниточки можно сплести специальной машинкой, а паруса – подрезать и подогнать, сшить из ткани, то пушки, например, приходится точить на токарном станке. Есть и другой вариант: просто отлить в гипсовой форме. Например из олова или алюминия, – говорит Игорь Владимирович.
Завершающими штрихами в создании корабля становится покрытие модели лаком, но в некоторых случая это необязательно.
Приемники для души
У нашего героя недавно появилось новое увлечение – радиоприемники. Заниматься сборкой радио, используя специальные наборы с деталями, которые продавались в СССР, мужчина умел с самого детства. К сожалению, сейчас из 30 различных вариаций наборов в продаже нет ни одного.
– На высокопрофессиональном уровне я, конечно, в них не разбираюсь, но основное знаю. Разобрать и собрать, починить смогу. Также тут очень важно знать принцип работы радио в целом. Есть у меня даже один приемник, который я привез из Афганистана. На старых радиоприемниках всегда приятнее слушать музыку. Это для души, – признался мужчина.