25 июля в Беларуси празднуется День пожарной службы. Рассказываем о жизни ликвидаторов изнутри
Мы приехали на пожарный аварийно-спасательный пост №13 д. Таборы Минского РОЧС в тот момент, когда его сотрудники возвращались с вызова. Поступил сигнал, что в СТ «Птичь-219 Хатежинского сельсовета загорелась баня. Пожарный расчет отозвали обратно, в расположение подразделения, поскольку к месту вызова прибыли расчеты из соседней части, расположенной в аг. Озерцо, и коллеги в дополнительной помощи не нуждались. Это позволило нам откровенно пообщаться с теми людьми, к которым жители Минского района обращаются в чрезвычайной ситуации.
Тревога на дороге
Евгений Костин уже год как водитель пожарной машины на посту в д. Таборы. Родом Евгений из Любани, там же он проработал в части долгое время после армии. Перебирая в памяти обыденные, по его мнению, дни службы, он признается: людей, как правило, очень тревожит появление на дороге пожарной техники.
– Порой видишь неадекватное поведение людей: они пугаются, теряются, начинают ни с того ни с сего тормозить, съезжают на обочину. Может, они думают, что как-то помогают проезду… Но, по сути, затрудняют его, потому что начинается хаос, – говорит молодой человек.
У Евгения есть жена и 8-месячный сын, для которого он мечтает стать примером. Стремясь создать лучшие условия для проживания семьи, Евгений Костин думает купить земельный участок в Минском районе. «Населенный пункт особо не важен, участки всюду недешевые, но я буду стремиться… Частный дом всегда лучше квартиры», – считает водитель пожарной машины.
Свободное от работы время он старается проводить с семьей. Все вместе они ходят в зоопарк или путешествуют на машине. По словам собеседника, активный отдых помогает расширять кругозор.
Друзья обращаются за советами и помощью
Егор Юхневич, командир отделения, в пожарной службе без малого 12 лет. На посту в Таборах с февраля нынешнего года, до этого служил на родине, в Ивенце. Мама Егора всю жить проработала на кондитерской фабрике, отец – на птицефабрике.
– В профессии важен климат в коллективе, это основа слаженности действий. Здесь я еще мало поработал… А в Воложинском районе с напарником бок о бок лет 8 были. Порой так случалось, что друг друга с одного взгляда понимали, – рассказывает Егор.
Работа научила его бережно ко всему относиться, соблюдать правила безопасного поведения и приучать к этому других. Ведь не раз видел, к чему порой приводят ошибки. «Своей сестре раньше постоянно напоминал доставать из розетки зарядное устройство – она не слушалась. Тогда я сам его забирал, прятал, а она – в слезы! – с улыбкой вспоминает спасатель. – Приятелям помогаю. Вот друг попросил установить конек на крыше – он боится высоты. Кто-то консультируется у меня, какого размера нужен подтопочный лист…»
Оба сотрудника запомнили свои первые дежурства: Евгению довелось столкнуться с ситуацией, когда погиб человек, а Егор провалился под лед по грудь (на дворе тогда было -30°C!)
Все идет из детства
Старший прапорщик внутренней службы начальник пожарного аварийно-спасательного поста №13 д. Таборы Минского РОЧС Эдуард Курятник родом из Ивановского района Брестской области. Рассказывает, что там пожарная часть была только в городе, а в его деревне располагалась пожарная дружина, в которую входил кто-нибудь из водительского штата автопарка хозяйства. Когда в ближайших населенных пунктах случалось возгорание, водитель выезжал на пожарной машине и просто давал местным жителям пожарный ствол с рукавом. И сельчане самостоятельно тушили огонь до прибытия подразделений МЧС.
– Мой отец работал в хозяйстве бригадиром, был связан с этим делом. Еще ребенком я с интересом наблюдал за процессом организации такой службы. Постоянно интересовался у отца, где случился пожар, когда слышал звуки сирены. В детстве любил ездить с ним на работу и любовался пожарной машиной. Прошло время, я вырос и интуитивно выбрал службу в МЧС, – подводит итог Эдуард Леонидович.
В 2001 году он начал работать пожарным в Колодищах. Там Эдуард Курятник стал командиром отделения, а в 2008 его назначили на нынешнюю должность. На тот момент аварийно-спасательному посту требовался толковый руководитель, который смог бы навести порядок во всем. Новому управленцу предстояло наладить все механизмы, что у него, бесспорно, получилось. Удалось создать комфортные условия для сотрудников: есть комнаты для отдыха, приема пищи, санузел, душевая, стиральная машина – как в квартире. Все это создавалось благодаря усилиям не только руководителя, но и личного состава подразделения.
– Мне хотелось процветания этого подразделения, а для этого нужен вклад – физический, материальный, эмоциональный. Само по себе ничего не возникает…
В разговоре и Евгений, и Егор отмечали, что в других регионах работать было проще. Здесь все строже: дисциплина и порядок – на первом месте
– Все зависит от того, какой спрос. У нас он высокий, – подчеркивает начальник поста. – Ребята понимают: если не помыта машина, не наведен порядок в бытовом помещении, не покошена трава или не убран снег, то будут вопросы. Я вижу, что им порой приходится тяжело, но не имею права что-то облегчить: все должно быть по уставу.
«Должен прочувствовать сам»
По словам начальника пожарного аварийно-спасательного поста №13 д. Таборы, трудности у подчиненных возникают из-за особенностей работы в подразделении. Так, если в другой части на выезд в машину садятся 6 человек, то здесь только два – спасатель и водитель. За считанные минуты сотрудник МЧС должен оценить обстановку и продумать, что будет делать. Более того, свои действия следует согласовывать с руководящими документами и не допускать при этом никаких нарушений.
– Когда располагаешь информацией о том, что человек в доме, в опасной ситуации, ты тут же мобилизуешься… Действуешь, иногда переступая грани дозволенного, потому что понимаешь: там чья-то жизнь на волоске. При входе в опасную зону ты не задумываешься, что дома тебя ждут дети, жена… Мозг воспринимает только понятие «здесь и сейчас», – откровенничает Эдуард Курятник.
Руководитель сам 2–3 месяца за год стабильно заступает на сутки. Говорит, невозможно учить людей, не побывав в «шкуре» спасателя.
– Когда ты не выезжал и не тушил, не прочувствовал состояние каждого из подчиненных, ты не можешь определить, кто что верно делает, а что нет, – рассуждает начальник подразделения.
Примечательно, что после любой ликвидации на дополнительных занятиях поэтапно анализируется каждое действие спасателя через схемы, записи камер наблюдения, видеорегистраторов.
Собеседник признается, что в их деле самое страшное – видеть слезы и горе родственников погибших людей.
«Если человека не удается спасти из пламени или его выносят без признаков жизни – эти ситуации заставляют анализировать свои действия еще больше»
В преддверии праздника Эдуард Леонидович желает коллегам поменьше чрезвычайных ситуаций, мирного неба над головой и крепкого здоровья!
В 2021 году подразделение выезжало на пожары 76 раз, на оказание первой помощи населению (например, снятие гнезд ос, шершней) – 42 раза, 2 – на ДТП. За 6 месяцев 2022 года было 28 выездов на пожары, 18 – на оказание первой помощи, 2 – на ДТП.
Необычный случай. ОднаждыЭдуард Курятник выехал на тушение пожара в Колодищах. Как поговаривали местные, это был дом целителя, мага. Спасатель никогда не видел, чтобы дом настолько сильно полыхал. Из воспоминаний Эдуарда Леонидовича: «Двухэтажный дом из красного дуба стоял на ул. Волмянский шлях. Когда мы двигались в сторону переезда, то уже видели зарево, хотя перед машиной из-за тумана вообще ничего не было видно. Тушили с 4 утра. За свою смену мы только сбили пламя. После нас пожарные работали еще целый день…»
Текст: Елизавета МАЗУРЧИК
Фото: Елизавета МАЗУРЧИК