Каким должно быть военно-патриотические воспитание? Рассуждают жители Острошицкого Городка
23 июня в Острошицко-Городокской школе состоялась диалоговая площадка в рамках республиканской патриотической акции «Дорогами мужества и стойкости», посвященная истории Великой Отечественной войны. На встрече были рассмотрены актуальные и проблемные вопросы, а также обозначены их возможные пути решения, поставлены планы на ближайшее будущее.
Почетным гостем мероприятия стал декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский. Кроме того, участие в открытом диалоге приняли председатель местного сельисполкома Андрей Мацкевич, администрация и коллектив учреждения образования, представители Минского райисполкома, а также все небезразличные к этой теме люди.
Первым обратился к публике Александр Кохановский:
– По моим наблюдениям, мы зачастую вспоминаем о том, какой вклад внесли герои Великой Отечественной войны, только по праздникам. Именно поэтому тема войны и военно-патриотического воспитания должна стать священной в республике.
Говоря об этом, спикер подчеркнул: очень многое в воспитательно-образовательном процессе зависит от самих учащихся и студентов.
– Я неоднократно становился свидетелем заинтересованности в данной проблематике молодежи, которая из года в год все активнее включается в процесс увековечивания памяти трагически погибших в годы военного лихолетья. Это нужно поощрять, продвигать идеи выдающихся юных представителей пристоличья, – сказал он.
И эти, и многие другие взгляды разделяют учащиеся Острошицко-Городокской школы. И в этом большая заслуга их родителей.
Пример для подражания
Обратившись к аудитории, Александр Кохановский подчеркнул:
– Если в семье к истории родного края относятся, как к хрупкому сосуду, то есть бережно и с пониманием, это дает свои плоды. В таком случае ребенок, беря пример с преданного Отчизне родителя, будет впитывать исторические сведения, как губка.
Главное, по его словам, подобрать ключ к сердцу каждого ребенка. Не фокусироваться только на одном направлении – раздвигать границы сознания детей историческими и краеведческими фактами.
– Во многих странах произошла переоценка войны. Куда ни глянь переиздается историческая литература. «Это ноу-хау, вы ничего не понимаете», – говорят новаторы. Но ведь это книга о нас, наших предшественниках – тех, кто пострадал в годы ужасного кровопролития. Неправильно то, что многие факты или перечеркиваются, или искажаются, – заявил спикер.
Александр Кохановский порекомендовал родителям заняться изучением архивов книгохранилищ совместно с детьми, чтобы предостеречь юных представителей пристоличья от ненадлежащей литературы.
Кроме того, декан исторического факультета БГУ обратил внимание, что на базе университета проводятся поисковые работы по обнаружению новых данных и доказательству известных сведений о событиях 1941-1945 гг.
– Память – это дань уважения героям войны. Мы имеем возможность передать в наследство самое ценное нашим последователям – историю малой Родины, которую все белорусы должны знать, сохранять, помнить, – заверил он.
Ценно, что взрослая аудитория в актовом зале это прекрасно понимает.
– Некоторое время назад я лично принимал участие в раскопках воинских захоронений на территории родного населенного пункта. На мою память, в 1996 году на втором этаже школы в музее боевой славы располагалась тематическая выставка, в которой главным украшением стали немецкие пулеметы времен Великой Отечественной войны. Не понимаю, зачем их убрали? – негодующе сказал местный житель Николай Родионов.
Он призвал местную администрацию школы показывать фильмы учащимся, например, как в 6 лет дети получали боевые награды. «Прививайте это. Пусть ветераны приходят в школу в рамках уроков истории, 2 часа – документальный фильм про войну, про пионеров-героев, партизан. Тогда ребенок будет приходить домой со словами: «Папа, я знаю, что был такой партизан Марат Казей. Ну и что, что он свое отца сдал, зато он был пионером-героем», – высказался Николай.
В завершении своего выступления мужчина предложил педагогам продемонстрировать жителям Острошицкого Городка местные музейные экспонаты в рамках патриотических мероприятий при сотрудничестве с в/ч 3310.
Администрация учреждения образования по достоинству оценила предложение, намекнув на взаимовыгодное сотрудничество.
Ценные идеи и традиции – в массы
Выступив перед зрителями, педагоги подчеркнули, что за последние два учебных года в гражданско-патриотической направленности сделан не просто большой шаг – совершен настоящий прорыв. И этим они очень гордятся.
– Причем это мероприятия, проведенные не для документации – мы действительно «горим» своими идеями, проектами! – обозначили преподаватели.
Местная жительница Александра Скромная установила много новых сведений о своем предке-подпольщике благодаря сетевой патриотической акции.
К слову, в ней были задействованы все участники образовательного процесса, а также их наставники и родители. Особенно руководство школы гордится небезызвестным Народным музеем воинской славы, в который, как нам удалось увидеть, выстраиваются целые толпы гостей.
Как признались сами местные жители, ими движет страсть к краеведению, желание по крупицам, то есть детально, изучить историю Беларуси.
Местный краеведческий уголок открыт весной 1964 года по инициативе учителей-фронтовиков, участников Великой Отечественной войны
Не меньшее значение здесь уделено воспитанию плеяды юных патриотов в Минском областном военно-патриотическом клубе «Доблесть», организованном на базе в/ч 3310. Отметим, что подростки задействованы в процессе не ради «галочки», а по своему большому желанию.
– Все это благодаря современным образовательным подходам, позволяющим воспитать в подростках чувство гражданского долга, любовь к Родине, уважению к предкам, – обратили внимание наставники.
Учащиеся старших возрастов наравне со своими маленькими товарищами то и дело отправляются в увлекательное путешествие по страницам истории на занятиях.
А некоторые следуют по краеведческому маршруту вне учебной деятельности, в рамках масштабного историко-культурного проекта Союзного государства «Поезд памяти»
Напомним, что от пристоличья в «эпопее» участвует будущий выпускник школы, активный член клуба «Доблесть» Артемий Лихунов.
«Нужно поддерживать в себе волевой дух и любить не только дом, в котором ты живешь, но и то, что тебя окружает», – так рассуждают учащиеся.
На стыке традиций и креатива
Как мы убедились, о любви к Родине некоторые готовы не только говорить не переставая, но и петь, а также плясать и читать стихи.
Всех секретов раскрывать не будем. Обозначим, что Острошицко-Городокская школа богата на таланты. За один день всех районных «звезд» и тех, кому следует сказать «большое спасибо» за воспитание детей, перечесть не получится. Главное, начало положено, а остальное оставим для дальнейших экскурсий.
Главным итогом диалоговой площадки стало налаживание сотрудничества с деканом исторического факультета БГУ для реализации совместного образовательного проекта, рассмотрения вариантов взаимодействия детей и молодежи в рамках поисковой деятельности
Текст: Яна ВАСЬКОВА
Фото: Яна ВАСЬКОВА,
из архива Артемия Лихунова