О сигналах суицидальных мыслей у детей и как на них реагировать говорили в Щомыслице
За 9 месяцев этого года в Минском районе зарегистрировано 19 суицидов среди всего населения. Каждый случай разбирается на заседаниях рабочей комиссии при райисполкоме по профилактике суицидов, устанавливаются причины. Детский суицид беспокоит не только родителей и педагогов, но и школьных психологов, но мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с проблемой, поэтому 21 ноября В Щомыслицкой школе провели тематический семинар-совещание.
В обсуждении темы «Суицидальные риски у несовершеннолетних и их профилактика» участвовали врачи-психиатры, заместители директоров и педагоги-психологи учреждений образования Минского района.
Психологическая служба должна вовремя распознавать детей
Одной из важных задач специалистов становится предупреждение самоповреждений и суицида среди детей. Это огромный пласт профилактической работы с учителями, родителями и непосредственно с подростками.
В группе риска – дети-сироты и несовершеннолетние, имеющие трудности в семье, проблемы с учебой и общением в школе.
На семинаре говорили о том, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание взрослых на свои проблемы и протестовали так против бездушия, цинизма и жестокости окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые подростки от ощущения одиночества, из-за развода родителей или форм семейного неблагополучия, неразделенной любви, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие педагогов, оказанное детям в сложной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Начальник управления по образованию Минского райисполкома Людмила Лукша обозначила актуальные проблемы в работе учреждений образования пристоличья и подчеркнула:
– От работы психолога в школе зависит многое. Ему следует быть внимательным и проявлять эмпатию к учащимся. Именно он создает благоприятный психологический климат в коллективе учреждения образования и видит детей лучше, чем директор, классный руководитель и даже родитель. Психологическая служба должна вовремя распознавать детей, нуждающихся в помощи, использовать в работе помимо утвержденных диагностик свою человечность, наблюдательность и вовлеченность в их интересы.
На встрече обсудили вопросы занятости детей вне образовательного процесса, современные формы взаимодействия педагогов и учащихся. На примере работы Щомыслицкой школы обсудили возникающие вопросы и пути их решения по раннему выявлению детского неблагополучия. Педагог социальный Ольга Губич рассказала об организации работы по вопросу профилактики суицидального поведения в своей школе.
Врач-психиатр Минского областного клинического центра «Психиатрия и наркология» Янина Леванович уделила внимание алгоритму действий при выявлении инцидентов среди подростков, аспектах распознавания детского суицида и парасуицида, привела случаи из практики психиатрии и терапии тревожных маленьких пациентов.
Специалисты обсудили порядок межведомственного взаимодействия в кризисных ситуациях. Практическая отработка материала с активным обсуждением осуществлялась при участии методиста учебно-методического кабинета Минского района и заведующей кафедры МГПУ им. М Танка Натальи Бортулёвой и замначальника отдела социально-воспитательной работы управления по образованию Минского района Татьяны Шандаревской.
Особое внимание участники уделили необходимости внедрения современных воспитательных мероприятий с трудными подростками, наполненными положительными эмоциями и формирующими у ребенка так называемый психологический иммунитет. Это различные акции в пользу жизни и радости, игры, квесты, походы и многое другое.
На заметку
Сигналы суицидального поведения подростка:
- уход в себя, замкнутость;
- капризность, привередливость;
- депрессия, эмоциональный упадок, смена настроения;
- агрессивность и вспышки раздражения;
- нарушение аппетита;
- перемены в поведении;
Во время диалога с тревожным подростком взрослому рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, так как подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться изменить романтический ореол представлений подростка о смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- привести конструктивные способы решения депрессии и угнетенного состояния;
- одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Текст: Татьяна Шимук