С какими криминальными травмами поступают в морг, рассказал судмедэксперт
22 апреля в Беларуси отмечается День судебного эксперта. Вклад именно этих людей в раскрытие преступлений огромен. Накануне профессионального праздника мы пообщались с человеком, который более 24 лет работает в правоохранительных органах. Как преступники пытаются скрыть убийство, какие криминальные травмы чаще всего встречаются и какие есть методы обследования пострадавших, рассказал начальник управления судебно-медицинских экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области, государственный медицинский судебный эксперт Василий Бурак.
Криминальные травмы
Если говорить об экспертизе трупов, то на первом месте здесь стоит убийство. Второй распространенной причиной смерти человека является причинение тяжких телесных повреждений. Чем же отличается первое от второго? Все просто: если в первом случает человек умирает сразу, то во втором – смерть наступает не на месте, а уже в больнице. Как отметил Василий Бурак, наиболее часто – от колющего или режущего предмета.
– Как правило, это кухонные ножи или же охотничьи, лезвие, осколки стекла, также шило, штык, заточка. Встречаются и пилящие предметы. Вторая большая группа, которую можно выделить, – любые твердые предметы обстановки. Но существуют и специализированные средства, такие как кастет, нунчаки, дубинки и подобное, – поясняет собеседник.
Среди криминальных травм нередко встречается асфиксия, или удушение. Смерть человека происходит от сдавливания органов шеи веревкой, руками, либо же другими подручными средствами, например, телефонным проводом. Крайне редко встречаются случаи убийства методом утопления.
– На моей практике был случай, когда девушке подсыпали снотворное, а потом, когда она была в бессознательном состоянии, привязали к ней две гири по 20 килограммов и скинули с моста в воду. Однако злоумышленников это не спасло. Как известно, труп по мере разложения наполняется газами и всплывает, и эти 40 килограммов не стали помехой, – вспоминает Василий.
Кроме того, редко встречаются такие криминальные травмы, как введение человеку токсичных препаратов, то есть отравление, огнестрельные ранения и сжигание заживо.
Человеческое тело сгорает дотла при очень высокой температуре, а для полного превращения в пепел процесс займет от 8 до 10 часов
– Часто преступники руководствуются принципом: «Нет тела – нет дела», при этом пытаясь избавиться от трупов самыми различными способами. Распространенных, как правило, три: скрыть под водой, закопать в землю или же сжечь, – объясняет собеседник.
Первым делом – осмотр
Василий Бурак отмечает, что для его работы время, когда человек погиб, не играет роли – неделя или даже год. «В любом случае необходим осмотр . Некоторые следы криминальной травмы остаются на протяжении долгого времени», – рассказывает медицинский судебный эксперт.
Весомым аргументом считается критическое изучение истории болезни человека. Если в медицинской документации у него прописан тот или иной диагноз, необходимо убедиться, подтверждается ли он. В этом экспертам помогает компьютерная томография, рентгенография. Если необходимо, делаются и дополнительные исследования.
– Почему это важно? – задается вопросом эксперт. – Мы подходим с точки зрения доказательства, а, например, поликлиника или же больница будет смотреть на пациента со стороны симптоматики и его лечения.
Далее специалисты по внешнему виду телесного повреждения определяют, по какой причине оно было получено. Чаще всего выделяют кровоподтек, ссадину и рану. Также могут быть ожоги или обморожения.
– На моей памяти был случай, когда мать закрыла ребенка на балконе в мороз, и в результате сильного переохлаждения он погиб. Также бывали случаи, когда людей обливали бензином и поджигали. В такой ситуации выжить у человека шансов тоже почти нет: большая площадь сильных ожогов приведет к неизбежной смерти, – объясняет Василий Бурак.
Что же касается половых преступлений, то здесь также существует ряд правил для осмотра. Первым делом проверяется наличие синяков, ссадин и иных телесных повреждений. Также эксперты проводят осмотр половых органов на специальном гинекологическом кресле, после чего собирают биоматериал на изучение, чтобы понять, был сексуальный контакт или нет.
– Часть мужского генотипа при незащищенном половом контакте передается женщине, наша задача обнаружить биоматериал и сопоставить его с пробой, взятой у потенциального насильника. Если все совпадает, то половой акт подтверждается. Однако не всегда это будет свидетельствовать об изнасиловании. Если какие-либо телесные повреждения отсутствуют, то сомнительно, попадет ли ситуация под определение «изнасилование», – рассуждает специалист.
Василий Бурак вспомнил случай, когда 17-летняя школьница пришла поздно домой и, чтобы родители не ругали за такой «ночной приход», сказала, что ее изнасиловали. Конечно, генотип ее молодого человека подтвердился, но позже девушка призналась, что наврала.
В точности до минут
Экспертиза трупа – это всегда вскрытие всех частей тела: грудной и брюшной полости, а также черепа.
– Нам ставится много вопросов от следствия. Криминальный труп – это около 20–25 вопросов различного плана. Например, если человек был обнаружен с колото-резаным ранением, будут интересоваться, какова причина смерти, какова давность ее наступления, какие имеются телесные повреждения, их давность, направление раневых каналов и прочее, – перечисляет Василий Бурак.
Медицинские судебные эксперты способны многое сказать об умершем. Сразу на месте происшествия они могут сориентировать следователя и определить время наступления смерти. Наиболее распространенный метод – измерение температуры тела трупа. Если смерть наступила менее суток назад, такой метод будет вполне уместен. Также время можно установить по окоченению тела, продавливанию трупных пятен и реакции зрачков.
При комнатной температуре тело умершего в среднем охлаждается на один градус за час. Чем дольше пролежал труп, тем выше погрешность результатов в определении времени смерти
Грань между жизнью и смертью
Василий Бурак как настоящий специалист относится к смерти спокойно: это неизбежный физиологический процесс.
– Для меня нет ничего страшного и противного в мертвых телах или изуродованных трупах, для меня давно стерлась грань между жизнью и смертью, – делится рассуждениями начальник управления судебно-медицинских экспертиз. – Моя задача – дать экспертное заключение, на которое будет опираться суд и следствие, а также сам судья для определения степени вины человека, совершившего преступление.
А вы знали? Судебно-медицинская экспертиза назначается непосредственно следователем или же сотрудниками милиции, КГБ, реже – военными.