Меню

Как появился праздник День народного единства

Фото: из открытых источников

17 сентября вся страна будет отмечает День народного единства. 84 года назад в этот день стартовал польский поход РККА. Он предопределил фундаментальные изменения в положении населения Западной Белоруссии и Западной Украины, которые до этого входили в состав Польской Республики. Рассказываем, что происходило с Западной Белоруссией в то время, когда она являлась частью Польской Республики.

Правящая политическая элита отвергала идею автономии Западной Белоруссии. Западнобелорусский регион состоял из четырех воеводств: Белостокского, Виленского, Новогрудского, Полесского. Это без малого четверть территории Второй Речи Посполитой и 11% ее населения. Но в общепольском массиве промышленных предприятий лишь 3% их приходились на Западную Белоруссию. С рабочим классом тут было еще хуже: его доля составляла меньше 2% от всего количества рабочих в Польской Республике. И, наконец, в Западной Белорусии не существовало ни одного предприятия тяжелой промышленности. Чем это можно объяснить? Все довольно просто. Власти приняли безоговорочное решение: функциональное назначение народно-хозяйственного комплекса Западной Белоруссии – быть аграрно-сырьевым придатком более развитых промышленных районов коренной Польши. 

Западнобелорусский рабочий получал в полтора, а то и в два раза меньше рабочего Центральной и Западной Польши. А еще были штрафы, вымогательства мастеров…

Правящая политическая элита даже не намеревалась справедливо решать аграрный вопрос. В Западной Белоруссии господствовало крупное помещичье землевладение. Картина получалась безрадостная: малоземелье и массовое обнищание большей части крестьянства. Крестьяне-бедняки имели долю в крестьянстве Западной Белоруссии, равную 70%, крестьяне-середняки – 23%, зажиточные крестьяне, осадники и шляхта – 7%. В любом учебнике истории можно прочитать: «Землевладельцы западнобелорусских воеводств с площадью имений более 100 га (0,5% хозяйств) имели 3,1 млн га, а вместе с государственными и церковными владениями – около 4 млн га, или 48% всей земли… В то же время на 610 тыс. крестьянских хозяйств приходилось 4,3 млн га (52% всей земли). Из них 56% имели менее 5 га каждое».

Забытая нация

Белорусы, а это 67% населения Западной Белорусии, автоматически отсекались, когда речь шла о наборе на госслужбу. Напрасным было бы искать их среди тех, кто работал в полиции, спецслужбах, банках, на почте или железной дороге. Они имели ничтожно малое представительство в высшем органе законодательной власти.

Власти не собирались бороться с неграмотностью в Западной Белоруссии. Из общего количества ее жителей, преодолевших возрастной рубеж, равный десяти годам, к категории грамотных относились только 57%.

Представительство поляков в среде гуманитарной и технической интеллигенции в 30 раз превышало белорусским. А ведь белорусов на этой территории было в восемь раз больше, чем поляков!

Польские власти всячески мешали тем белорусам, что хотели получить высшее образование

На всю Западную Белоруссию существовал только один университет – Виленский. А что творилось там в 1930-е годы? Доля белорусов в студенческом корпусе составляла около 2%, поляков – в 36 раз (!) больше.

Правящие круги делали все, чтобы белорусы стали поляками. В отношении народа, давшего миру Франциска СкоринуСымона БудногоВасиля Быкова, велась политика полонизации. Вот публичные откровения белостокского воеводы Осташевского за три месяца до польского похода РККА: «Мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски. Ничего взамен не давать и ничего не делать в другом направлении. Теперь еще можно белорусов ассимилировать в единое русло польской культуры… Рано или поздно белорусское население будет полонизировано». Это заявление, типичное для польского правящего класса, делалось в тот момент, когда во всей Западной Белоруссии не было ни одной белорусской школы. На 18 марта 1921 г. белорусское национальное образование включало 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислочи и Борунах, белорусские гимназии в Новогрудке, Несвиже, Клецке и Радошковичах. И все это приказало долго жить благодаря таким рьяным полонизаторам, как Осташевский. Он и подобные ему не допустили открытия белорусских театров, препятствовали деятельности белорусских самодеятельных театральных коллективов, давали указания насчет закрытия белорусских газет и журналов, белорусских изб-читален.

Картина террора

Мне доводилось слушать рассказы свидетелей о пацификации. Это слово латинского происхождения, в переводе на русский язык оно означает «умиротворение». Пацификация распространялась на все пространство, совпадавшее с «восточными кресами». Речь о карательных экспедициях польской полиции. Очевидцы фактически нарисовали картину террора. Это можно назвать самым настоящим бандитизмом: разрушались жилища, уничтожалось все то, что доставалось крестьянам потом и кровью. Во время таких акций происходило массовое избиение населения.

Польские власти не позаботились о том, чтобы население Западной Белоруссии получало качественную медицинскую помощь. Белорусский ученый Сергей Третьяк делает такой вывод, ссылаясь на докладную записку от 15 декабря 1939 г. наркома здравоохранения БССР Ивана Новикова. Вот выдержка из нее: «До присоединения Западной Белоруссии к Белорусской Советской Социалистической Республике дело здравоохранения на территории западных областей было на весьма низком уровне. Панская Польша очень мало внимания уделяла вопросу охраны здоровья трудящихся Западной Белоруссии. <…> На территории Западной Белоруссии было около 3000 больничных коек, или 0,6 на 1000 населения против 3,2 в БССР, т. е. коэффициент обеспеченности больничными койками в БССР в пять раз выше».

В свете изложенных фактов становится понятным, какими мотивами руководствовались белорусы при встрече РККА. 

Обобщающие выводы

Доцент Полесского государственного университета Ирина Еленская из рассказов жителей Западной Белоруссии (их воспоминания записаны в 2000-е годы) узнала, что белорусы встречали Красную армию хлебом, солью и цветами, устраивали «брамы» – символические арки с приветственными лозунгами. Поляков же респонденты характеризовали как заносчивых людей, настроенных враждебно к другим этническим группам. Все лучшее тогда доставалось полякам. Опрошенные подтвердили, что акты насилия были, но в них участвовали не красноармейцы, а местные жители. Это – типичная картина в масштабах всей Западной Белоруссии. Начальник оперативного отделения 206-й дивизии вермахта майор Нагель в донесении от 26 сентября 1939 г. сообщил, что 22 сентября 1939 г. он был свидетелем «приема русских войск в Белостоке с ликованием пролетарского населения».

Прошло уже более 80 лет после крутого перелома тридцать девятого. С позиции сегодняшнего дня вхождение Западной Белоруссии в состав БССР представляется актом исторической справедливости. Это событие коренным образом повлияло на последующее превращение Западной Белоруссии в успешно развивающийся регион.

Текст: Михаил Стрелец

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59