Нашли в Минском районе экспозицию, через которую попадаешь в белорусскую хату столетней давности

В этнографической экспозиции, представленной в Щомыслицкой школе, хранятся вещи, о назначении которых современные дети могут только догадываться. «Это что, древний гаджет?» – спрашивают они, глядя на загадочные деревянные предметы. Тогда в дело вступает заместитель директора Щомыслицкой школы и по совместительству хранительница уникальной экспозиции Марина Молодьянова, ведь она знает о каждом предмете все и даже большое.
– Детишки на экскурсиях выдают такие версии, что хоть стой, хоть падай! – смеется Марина Молодьянова. – Но, когда объясняешь, как этими вещами пользовались, у них глаза загораются.

А предметов тут хватит, чтобы воссоздать интерьер белорусской хаты столетней давности. Мы увидели все, начиная с узорчатых рушников и заканчивая деталями старинного ткацкого станка.
Как появилось пространство
Все началось с кабинета белорусского языка и литературы, а точнее – с его подоконника. Туда учителя и ученики годами приносили старинные вещи, пока места не осталось совсем. В итоге одно из школьных помещений переоборудовали под размещение этнографической экспозиции, и в 2002 году родилась «Беларуская хатка». Название «Вясковы куфар» наиболее точно раскрывает содержание экспозиции, ведь здесь, как когда-то в сундуках, теперь хранятся настоящие ценности.

Здесь хранятся и аутентичная косынка (сшитая вручную, как часть народного костюма), и пояс (купленный когда-то бабушкой Марины Молодьяновой прямо в Слуцке), и постельное белье с вышивкой, и занавески, и сервиз 1957 года, и даже патефон! Большинство тканых экспонатов принесли сами педагоги.


– Все здесь – на 100% ручная работа, – с гордостью говорит Марина Молодьянова. – Современные бренды отдыхают!
Кросны, чесалки и веретено
Деревянные кросна – большой ручной ткацкий станок. Он действительно впечатляет размером – если его разложить, он может занять всю экспозиционную комнату. И чтобы понять, как на нем работали, нужно представить весь процесс с нуля. Допустим, прабабушка захотела новую наволочку с узорами. Алгоритм был такой:
- Собрать лен – но это еще не нитки! Его лупили треплом, чтобы добыть волокно из стебля.
- Вычесать чесалкой – убрать весь мусор (в экспозиции есть и грязный, и чистый лен – для наглядности).
- Скрутить нить с помощью веретена.
- Накрутить на цевку, а потом – в сукадло.
- Заправить в «челнок» и… вуаля – можно ткать на «кроснах»!
– Я видела этот процесс вживую, – рассказывает Марина Молодьянова, – но детям сложно представить. Поэтому у нас есть видео в приложении – там все показано и рассказано очень подробно и понятно


В этом помещении царит удивительная атмосфера. Учители до сих пор несут сюда все, что сохранилось у их семей. Каждую вещь берегут, с радостью рассказывают о них детям.


– Смотрите, какие ровные стежки! – восторженно показывает собеседница на вышитые узоры. – У меня самой так не получается, хотя я пробовала. А ведь у наших прабабушек не было ни электричества, ни свободного времени – и все равно находили силы создавать эту красоту!
Рекомендуем






