Меню

Жительница Минского района рассказала одну пасхальную историю

Фото: автора

То, о чем мы расскажем, случилось во времена Советского Союза, а поведала эту историю наша читательница Вера Горовцова из садового товарищества «Рожь», что в Новодворском сельсовете. В том далеком прошлом она, выпускница средней школы, трудилась полеводом в одном из хозяйств на Могилевщине.

На Пасху, а это было горячее время посевной, в поле колхозники трудились только до обеда. После обеда работу все оставляли и отправлялись по домам праздновать Воскресение Христово. 

Так было всегда, и никто и никогда не пытался оспорить этого негласного правила. Колхозное начальство знало: на следующий день люди отработают эти полдня с удвоенной энергией.

И вот незадолго до посевной в колхозе по рекомендации райкома партии избрали нового председателя. Он был горяч и скор в делах, чего требовал и от своих подчиненных. Поэтому колхозники его немного даже побаивались.

Когда утром в пасхальный день новый председатель узнал о том, что в поле механизаторы и полеводы собираются работать всего лишь до обеда, он возмутился. В срыве посевной был обвинен главный агроном, вина которого состояла лишь в том, что тот пытался объяснить руководителю: «здесь так принято».

Председатель не стал слушать никаких объяснений и немедленно связался по телефону с дежурным райкома партии (день-то был выходным). Вскоре из райцентра приехал курирующий хозяйство инструктор. Вдвоем они начали уговаривать людей продолжить работу, однако те молчали, а после обеда в поле так и не вышли.

На следующий день главному агроному было уже не до посевной. Над ним сгустились тучи, одна черней другой. На открытом партийном собрании, которое созвали после работы, был поставлен вопрос об исключении его из рядов партии.

В то время утрата партийного билета означала закат всякой карьере, потому что ни на какую более или менее руководящую должность беспартийного не назначали. Это же грозило и главному агроному, который был еще молод, полон физических сил и душевной энергии.

На собрании он стоял перед всеми весь раскрасневшийся от отчаяния, и уже не пытался никому и ничего объяснять. Хотя объяснять приходилось лишь председателю да приехавшему на собрание заведующему орготделом райкома партии.

– Ну, вот что, – прервал общий гам поднявшийся с места механизатор. – Если главного агронома исключать из партии, то тогда исключайте заодно и меня: я первый уехал с поля.

В помещении установилась гнетущая тишина. Никто не знал, как реагировать на этот неожиданный выпад.

– Ты что, Коля, – первым пришел в себя секретарь партийной организации. – Ты думаешь, о чем говоришь?

– Я-то думаю, а вот вы…– не договорив, механизатор встал с места и направился к двери.

Собрание зашло в тупик. В виду произошедшего, его решили отложить до следующего дня.

Здесь необходимо дать небольшое пояснение. Официально КПСС считалась партией рабочих и крестьян. Однако их в ней было не много в виду того, что простому человеку членство в партии не сулило никаких выгод. Да еще надо было платить членские партийные взносы. Поэтому «работягами» в партии очень дорожили. Тем более что, как правило, это были передовики производства, как и тот возмутившийся механизатор.

На следующий день продолжения собрания не последовало. Не состоялось оно и на третий день. Наконец, всем объявили, что вопрос будет рассмотрен после посевной.

Главного агронома из партии не исключили. Но выговор все-таки дали. Без занесения в учетную партийную карточку.

В хозяйстве он работал уже пять лет. Окончил академию в Горках и был направлен сюда по распределению. Во всех отношениях это был человек положительный. Простой, отзывчивый, порядочный.

Здесь же его принимали в партию, а среди тех, кто давал рекомендацию, был и тот механизатор, что не пошел на поводу у начальства. Правда, вскоре после случившегося (наверное, и года не прошло) главный агроном уволился из колхоза. Говорили, будто уехал куда-то на свою малую родину.

Председатель колхоза занимал свою должность тоже не долго. Вскоре его назначили директором районной заготовительной конторы. В колхозе после этого до него уже никому не было дела.

Текст: Олег ШВЕДОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59