«Сегодня надо чувствовать рынок труда». Маркевич – о взаимодействии образования и производства
11 августа в Солигорске состоялось рабочее совещание по вопросу развития взаимодействия учреждений образования Минской области с ведущими организациями и предприятиями региона по укреплению материально технической базы учреждений профильного образования, сообщает газета «Шахтер».
Встреча прошла с участием заместителя председателя Минского областного исполнительного комитета Ивана Маркевича, начальника главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета Николая Башко, а также председателя Солигорского райисполкома Анатолия Лодыги.
Участники совещания познакомились с материально-технической базой учебных мастерских учреждений образования Солигорска.
За круглым столом обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия сферы образования и производства. О чем, в основном, шла речь на совещании? Обе стороны высказывали свое видение взаимовыгодного сотрудничества, приводили примеры успешного партнерства между учебными заведениями и предприятиями, а также высказали ряд предложений по улучшению и развитию совместной деятельности.
Начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко прокомментировал цель встречи рабочей группы:
– Главная задача сегодня наших учреждений профессионального образования – подготовить конкурентоспособные кадры, которые будут работать на предприятиях, в основном, Минской области. Поэтому председателем областного исполнительного комитета поставлена задача –максимально задействовать в обновлении учебной базы организации, которые являются заказчиками кадров. Изучая эту проблему, мы нашли такое разумное сочетание – наличие нашего учреждения профессионального образования и наличие предприятий, которые действительно заинтересованы, чтобы на базе, например, Солигорского государственного колледжа готовились специалисты.
Встреча – это не начало пути, а продолжение тех направлений, которые уже работают в области. У нас имеется семь Центров компетенции, которые оборудованы по современным требованиям заказчиков. Там успешно обучаются ребята. За последние три года количество ребят, которые прошли через Центр компетенции, увеличилось в два с половиной раза. В прошлом году это четыре тысячи человек. Если сравнить, то в 19-20-м учебном году у нас через Центр компетенции прошло только 1400 учащихся учреждений профессионального образования. Обучение в Центре влияет на уровень их квалификации по выпуску. У нас более 75% выпускников учреждений профессионального образования получают четвертый разряд. А это высокий показатель того, что ребята конкурентоспособны.
Мы пригласили на эту встречу руководителей наших учреждений профессионального образования, чтобы они увидели механизм взаимодействия «заказчик кадров – те, кто их готовит» и нашли вариант разумного решения задач.
У нас есть успешный опыт работы Нивы-Холдинг и Любанского колледжа
Отрадно отметить, что не мы нашли Ниву-Холдинг, а предприятие нашло нас. Представители Холдинга приехали к нам со своим предложением и бизнес-планом, что они готовы на долгосрочной основе взаимодействовать с нашими учреждениями образования. Они помогли нам модернизировать мастерские, поставили оборудование. И мы уже два года в Любани успешно набираем учащихся, готовим к трудовой деятельности по профилю. Нива-Холдинг пошли дальше. Сегодня они имеют договор с Солигорским государственным колледжем и заключили договор с Копыльским государственным колледжем. Вот такой пример для подражания другим организациям.
Свое мнение по поводу учебного процесса, качества подготовки специалистов, распределения на предприятия, престижа профессии, взаимодействия в цепочке «образование – предприятие» высказали обе стороны. В ходе диалога были озвучены те вопросы, которые волнуют, как нанимателей, так и представителей учебных учреждений. Это касалось и финансовых вложений, и итоговой отдачи. Как заинтересовать молодежь в рабочих профессиях? С какого класса нужно проводить профориентационную работу? Кто должен участвовать в промоутерских мероприятиях? Каким образом должны взаимодействовать наниматель и учреждение образования? Что могут предложить друг другу сфера образования и производство, чтобы силы и средства, затраченные на подготовку профильных специалистов, не пропали зря?
Заместителя председателя Минского облисполкома Иван Маркевич также обратил внимание на то, что не все суперсовременное оборудование можно разместить в учебных корпусах, поэтому учебным учреждениям следует более тщательно проработать вопрос прохождения практики на предприятиях.
На что еще обратил внимание заместитель председателя
– Сегодня надо чувствовать рынок труда. Надо смотреть на возможности страны, – о подготовке профильных специалистов. Да, мы не можем угнаться за технологиями в плане учебного процесса, так как развитие идёт очень быстро. Поэтому в учебных учреждениях создаём основную базу, а над освоением ноу-хау мы должны работать непосредственно с предприятиями, – о совершенствовании учебного процесса и соответствии требованиям работодателя. Считаю сегодняшний разговор очень полезным. Рабочая группа должна быть и работать на регулярной основе. Предложений было много, надо все проработать, дать обоснования и по итогу доложить губернатору. Сегодня каждая из сторон (образование и производство) говорила о своем. Нам же надо выработать общую рабочую систему, которая будет применима ко всем. По итогам нашей встречи необходимо все озвученные вопросы и проблемы более детально обсудить и выходить с предложениями, возможно, где-то менять законодательство, – подвел итог встречи Иван Маркевич.