За что жительница Русинович любит свою деревню
В деревне Русиновичи в холодное время года живут всего несколько человек, а в дачный сезон здесь активное движение. В это время улицы населенного пункта наполняются детским смехом и запахом костра. Местные собираются на лавочках и до позднего вечера разговаривают с дачниками о насущном, погоде и планах на лето. К концу осени Русиновичи снова пустеют, а у старожилов начинаются уже привычные будни.
В одном ритме с понедельника до понедельника
Мария Оседовская живет в собственном доме. Как рассказывает пенсионерка, это постройка 1950-х годов, сам дом старый, и, если бы не умелые руки ее сына Александра, стены и полы могли бы уже давно прогнить. Мария Григорьевна по будням живет в Русиновичах одна, а на выходных дети и внуки навещают ее, привозят продукты и угощения. Дома пенсионерке скучно не бывает.
– Утром встаю рано. Завтракаю, а там уже занимаюсь домом: что-то надо постирать, что-то убрать, много чего еще придется сделать. Скучно не бывает, – рассказывает Мария Оседовская.
Летом женщина завела себе котенка. Маленького Черныша ей стало жалко оставлять одного в деревне, поэтому она забрала его домой. Кот скрашивает будни Марии Григорьевны и, бывает, шкодит: то кресло начнет обдирать, то заиграется и начнет шуметь. Пенсионерка постоянно вспоминает, как подобрала его еще голодным малышом, а теперь «вон какой большой стал». Котов она, к слову, подкармливает часто, – они тут остаются беспризорными после дачников.
Мария Григорьевна редко выходит из дома в холодное время года
По вторникам в Русиновичи приезжает автолавка. Мария Оседовская закупает бытовые вещи и продукты, обязательно берет ливерку для Черныша и что-нибудь к чаю.
– Случается так, что в холодильнике еды на месяц вперед. То дочь что-нибудь привезет, то сын. Я все говорю, что мне ничего не надо, а они везут. Хорошие они у меня, молодцы, – с улыбкой рассказывает Мария Григорьевна.
Проводить водоснабжение в дом Мария Григорьевна не хочет, хоть дети давно предлагают маме это сделать. Ей, как человеку, который живет один, много воды для жизни не надо, ведь хватает одного ведра на день. Тепло в доме есть благодаря печи. Зимой женщина ходит в сарай за дровами, если закончились запасы того, что натаскали в дом дети. А еще есть маленький огород.
– Меня дочь и невестка туда не пускают, говорят, чтобы я отдыхала. Ухаживают за огородом сами, но и я не так проста. Когда они уезжают, я сама начинаю заниматься прополкой. Хитрю, так сказать, – с улыбкой говорит пенсионерка.
В городе в последний раз Мария Григорьевна была летом, когда сын повез ее лечить зуб. В столицу женщину не тянет, говорит, что хорошо дома. Да и как кота одного оставить надолго?
Уехала, чтобы вернуться
Мама Марии Оседовской умерла, когда ей было пять. Воспоминаний о ней у пенсионерки не так много, в семье их пятеро, поэтому хлопоты о детях и доме легли на отца Марии. Позже он снова женился, дочь выросла и уехала в Минск работать почтальоном.
В столице Мария Григорьевна познакомилась с будущим супругом и создала семью. Вспоминает, что тогда были тяжелые времена, приходилось много работать, чтобы дать детям все, в чем они нуждались. По выходе на пенсию Мария Оседовская вернулась в Русиновичи: отец с мачехой, братья и сестры стали болеть, им был необходим уход.
После смерти супруга Мария Григорьевна окончательно переехала в деревню
Из Русиновичей тем временем местные уезжали в столицу. В населенный пункт не ходил транспорт, в окрестностях не было ни одного магазина, да и жизнь здесь тихая и размеренная. В то время как для пенсионеров это был рай, молодых условия не устраивали . Их родители уходили из жизни, и некогда полные людей дома превращались в дачные участки. Поэтому жизнь стала кипеть здесь только летом.
– Я осталась тут одна после того, как похоронила родственников. Из семьи остались только дети и двоюродная сестра, она живет в Щомыслице. Уезжать в Минск не стала, и в деревне было хорошо, – рассказывает Мария Григорьевна.
На сегодняшний день в Русиновичах осталось мало местных жителей: среди соседей Марии Оседовской семья и мужчина – пенсионеры.