Ценят целомудрие и почитают старших. Как живут современные цыгане в Лесковке
Международный день цыган ежегодно отмечается 8 апреля. Об этой яркой этнической группе сложилось много стереотипов. Кочующий табор, ночлег в шатрах, воровство лошадей – об этих отличиях жизни ромалэ и сами современные цыгане знают только из рассказов старшего поколения. Однако многие традиции в цыганском сообществе сохраняются по сей день.
В гостях у сына цыганского барона
– Тэ авэ́н бахталэ́, здравствуйте! – первое, что слышишь, переступая порог гостеприимного цыганского дома.
Красивая семейная пара, Александр и Александра, встречают радушно, провожают за стол. Они – представители статусного цыганского рода. Отец Александра – Олег Козловский, председатель Белорусской цыганской диаспоры и депутат парламента Международного цыганского союза, а в народе его называют цыганским бароном. Сын вместе со статусом унаследовал от отца почет и уважение не только в цыганском сообществе. В Лесковке, где живет семья, да и во всем пристоличном регионе Александра Козловского знают как авторитетного человека, общественного деятеля, ратующего за сохранение духовных ценностей.
Еще будучи школьником, Александр знал, что получит высшее образование — такова была воля отца. Он первым из белорусских цыган стал студентом Академии управления при Президенте.
– Я учился в Боровлянской средней школе, все знали, что я цыган, но негатива из-за этого в мой адрес никто не проявлял, – рассказывает мужчина. – Классные руководители всегда были вхожи в дом, отец их принимал, все понимали, что у нас есть свои традиции. И если, например, в большие праздники несколько дней не появлялся в школе, никто не удивлялся. Ведь не секрет, что цыгане отмечают праздники с размахом.
Цыгане — верующие люди
Главные праздники у цыган, как и у всех христиан, – Пасха и Рождество. Кстати, цыгане, в основном, люди верующие, соблюдают посты и церковные каноны, регулярно посещают церковь. И не только посещают – помогают делом и рублем. Так, Благовещенский храм в Лесном строился с материальной поддержкой цыган, а крест на куполе церкви ставил глава белорусского цыганского сообщества Олег Козловский. В это Благовещение семья Козловских тоже была в храме, Александр вел крестный ход, нес хоругви.
На Пасху обязательно идут на всенощную службу, после освящают праздничную пищу и только потом могут позволить себе разговеться. Что касается народных традиций, они, как у всех, – с приготовлением пирогов, сытной еды и походами в гости. Первый праздничный стол – обязательно в доме старейшины, сейчас в семье Козловских это отец Александра. Здесь собираются все родные, в доме весело и шумно. В следующие дни можно заглянуть к друзьям, и здесь работает строгое правило ответного визита: сегодня тебя пригласили в дом – завтра ты обязан принять гостей у себя.
Традиционный уклад семьи
Конечно, сейчас цыгане, в основном, ассимилировались, не так строго придерживаются традиций и правил. Нет таких больших семей, как раньше, но семьи с тремя-четырьмя детьми – не редкость. Александр рос с двумя сестрами. Мама не работала, всегда была домохозяйкой, смотрела за детьми. Семью обеспечивал отец. Он, к слову, не всегда был «бароном», начинал пожарным в боровлянской части, после занялся бизнесом, высшее образование получил только в 40 лет. У Александра тоже свое дело – в сфере аренды жилья. Супруга получила базовое образование в школе и планировала стать ювелиром-дизайнером. Хоть планы не осуществились, у Саны (так называют ее родные и друзья) есть увлечение, приносящее доход. Она увлекается парапсихологией, конечно же, гадает – навыки передались от мамы и бабушки. Гадание, пожалуй, одна из стабильных традиций, передающихся через поколения. И надо отдать должное, среди цыган действительно много глубоких психологов и прорицателей – этому трудно научиться, должно быть заложено на генетическом уровне.
Традиционным остался и уклад семьи: глава в ней – мужчина. Женщина не может ослушаться мужа, но и в рабском подчинении не находится, может позволить потратится на себя и детей. Браки больше приветствуются между своими. Александр и Сана познакомились, благодаря общим родственникам. Девушка – из сибирского цыганского рода, выросла в Екатеринбурге.
– Мне рассказали родственники, что есть такая девушка на Урале, я поехал, посмотрел, и она мне понравилась, – раскрывает подробности знакомства Александр. – Прошли смотрины, отец невесты был не против нашего брака, но просил немного времени. А нам хотелось быстрее быть вместе. Поэтому мы сбежали. Договорились, что я приеду в определенный день и вместе уедем в Беларусь. Родственники были не в курсе планов о побеге.
– Считается, что для побега из родительского дома у цыганки должны быть веские причины. В моем случае это было огромное расстояние, из-за чего сильно переживал отец, не решался меня отпускать, – дополняет Сана. – Первые пару дней родители были в шоке, но потом согласились с нашим решением. К тому же знали, что я выхожу замуж за порядочного человека из хорошей семьи.
Обычаи на свадьбу и рождение ребенка
Главная церемония при заключении семейного союза для цыган – венчание. Регистрировать брак в ЗАГС считается необязательным. Цыганская свадьба проходит с особой помпезностью: может собраться несколько сотен человек, столы ломятся от угощений.
– Смысл не в том, чтобы показать, сколько человек ты можешь угостить, цыгане собираются большими компаниями, потому что мы дружные, поддерживаем друг друга и в горе, и в радости, – поясняет Александра.
Мужчины и женщины, как и на всех больших торжествах, сидят отдельными группами. И до сих пор сохраняется традиция – выносить на обозрение гостей предмет-доказательство непорочности невесты. В этот момент в адрес невесты и ее родителей звучат похвальные слова за правильное, целомудренное воспитание. Этот обычай – знак, что женщина принадлежит только одному мужчине и будет верой и правдой оберегать семейный очаг.
Сана подчеркивает, что когда вырастет ее сын, в невестке она ожидает увидеть, в первую очередь, целомудрие. К слову, в семье Козловских растет трое детей. Аверьяну будет 13. Имя ему давал отец Александра и назвал мальчика в честь прадеда. Это еще одна традиция – распоряжается, как назвать наследника, и кто будет его крестить, – старейшина рода. 11-летней Магдалене имя выбирали вместе. Младшую, 5-летнюю Раду, Александр назвал в честь своей бабушки.
Сохранился у цыган обычай купать новорожденного «в золоте»: опускать в воду золотые украшения. Это своего рода благословение на жизнь в достатке, а еще показатель врожденного интереса к драгоценным металлам. Он характерен для многих цыган. А вот обычай держать лошадей сохранился далеко не везде. Хотя в Могилеве, Бобруйске и на родине Саны – в Екатеринбурге – лошади в хозяйствах встречаются часто.
Главное правило – почитание старших
Бережно относятся цыгане к своему родному языку.
– Мы не только говорим, мы думаем по-цыгански, и дети тоже, – отмечает Александр. – Язык нельзя забывать. На цыганском есть даже библия.
А вот кухня у цыган интернациональная. Женщины умеют готовить все, но вкусы у всех разные. Сана как сибирячка любит манты, пельмени, все острое, – лагман, харчо, шурпу.
Незыблемым правилом в семье Александра и Александры является почитание старших. Беспрекословно подчиняются старшему в роду даже уже взрослые дети. К сожалению, не все цыганские семьи его соблюдают. Как представителю диаспоры и известному в своей местности человеку Александру иногда приходится вмешиваться в воспитательный процесс в местных цыганских семьях. Если возникает какая-то проблема с цыганскими детьми, и родители не могут с этим справиться, – руководство школ обращается к нему. Участвует Александр и в цыганских судах. В основном, на них разбираются финансовые споры, но бывают и семейно-бытовые. Самая строгая мера к нарушителю – отстранение от цыганского сообщества. Для цыгана нет ничего страшнее, чем быть изгоем в своем роду, поэтому решения суда выполняются беспрекословно.
Вот такая она – жизнь современной цыганской семьи: насыщенная, эмоциональная, колоритная, в которой балансируют современные веяния и старые традиции. А главное – господствуют правильные жизненные принципы: почитать родителей, сохранять наследие, воспитывать детей достойными продолжателями рода.
Текст: Алеся РОГАЛЕВИЧ
Фото: из архива собеседников