Истребители, «кукурузники», космические аппараты – что можно увидеть рядом с Новой Боровой
Увлекательное путешествие в мир авиации можно совершить, не выезжая за пределы Минского района. Музей авиационной техники рядом с микрорайоном Новая Боровая в д. Копище расскажет историю крылатых машин, в разное время применяемых белорусскими и советскими пилотами.
Первый в Беларуси музей авиационной техники под открытым небом был создан на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца, благодаря творческой инициативе начальника аэроклуба Николая Мочанского. В подготовке экспонатов принимали участие практически все работники аэроклуба. Открытие музея состоялось 4 июля 2009 года.
Музей занимает небольшую площадь, но вмещает разнообразную авиатехнику, всего порядка 30 экспонатов. Рядом с каждой моделью есть табличка с кратким описанием и техническими характеристиками, поэтому в сопровождении экскурсовода нет необходимости.
Здесь боевые и учебно-тренировочные самолеты, миниатюрные планеры, внушительных размеров грузовые самолеты, вертолеты, тренажеры для пилотов.
Вот боевой истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который в реальности оснащался 6-ствольной пушкой на 260 патронов и мог сбрасывать бомбы. Он был самым распространённым военным самолетом в истории, серийно выпускался 28 лет.
А вот Як-25 – советский двухместный истребитель-перехватчик, который регулярно использовала противовоздушная оборона для сопровождения самолётов-разведчиков сил НАТО.
Привлекает внимание самолет с овальным крылом, его называли «кольцеплан Нарушевича» – по фамилии авиатехника. Это конструкторское ноу-хау отлично показало себя в испытаниях, но не получило финансовой поддержки, поэтому с 2004 года самолет уже не поднимался в небо.
В музейной экспозиции – и Як-18 – на таком совершил свой первый полет Юрий Гагарин.
По соседству разместился Ан-2 – советский лёгкий многоцелевой самолёт, который в народе называют «Аннушка» или «кукурузник».
«Глазастые» вертолеты Ми-2, ММ-24 и другие привлекают посетителей крупными габаритами кабин, в некоторых из них позволяется посидеть и примерить на себя роль пилота.
Помимо образцов авиатехники, на площадке размещены части самолетов, которые участвовали в реальных боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Их экипажи разбились, а детали техники долгое время находились в лесах и болотах, после реставрировались музейными работниками.
Отдельное место в музее занимает павильон космической отрасли.
Это здание в форме полусферы, внутри напоминающее планетарий. Здесь можно увидеть образцы формы пилотов, фигуру космонавта в скафандре, еду, которой питаются в космосе. В экспозиции много информационных стендов и книг об истории космоса. Здесь же разместилось настоящее катапультное кресло К-36ДМ.
Оно служит рабочим местом члена экипажа и средством аварийного покидания самолета. Считается одним из лучших и самых надежных катапультных кресел в мире. Заметный экспонат — макет перспективного российско-белорусского космического аппарата в масштабе 1:5.
В общем, проведя в павильоне непродолжительное время, можно детально познакомиться с миром космоса.
На площадке музея растут березы, посаженные известными космонавтами, уроженцами Беларуси: Петром Климуком, Олегом Новицким и другими. На территории есть скамейки, так что можно отдохнуть, присев в тени деревьев и мысленно отправившись в полет.
Если хотите попасть в это уникальное место, торопитесь. Сотрудники музея с грустью сообщают, что экспозиция постепенно покидает площадку в Боровой и переезжает вслед за авиаклубом в район аэродрома «Липки» (рядом с микрорайоном «Степянка»). Некоторые экспонаты уже перевезены, ожидают отправки очередные образцы техники. Но всё лето музей еще работает по старому адресу.
Время работы: с 10.00 до 18.00, выходной – понедельник.