Какие вопросы остались у школьников по теме геноцида белорусского народа выясняли в Копище
Как известно, любовь к Родине придаёт жизни каждого человека большой смысл. Однако патриотами не рождаются, а становятся. И колоссальное влияние на формирование патриотизма оказывает среда, в которой вырастает человек, люди, которые его окружают. В течение всего 2022 года патриотические мероприятия, посвящённые геноциду белорусского народа во времена Великой Отечественной войны проходили во многих учебных заведениях. В последний день сентября встреча представителей управления по образованию и Минской областной прокуратуры с юными жителями пристоличья прошла на базе школы №1 д. Копище.
В рамках мероприятия действовала открытая диалоговая площадка, где учащиеся школы могли задать интересующие их вопросы. Обсуждалась необходимость сохранения исторической правды путём расследования уголовных дел по фашизму.
Историческая правда, справедливость
Отыскивать и популяризировать правду – это тяжёлый, кропотливый труд в первую очередь со стороны прокуратуры. В ходе расследований были выявлены и продолжают обнаруживаться всё новые и новые случаи геноцида белорусского населения. Об этом сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в войсках прокуратуры Минской области Александр Шоков. Также он подчеркнул важность подобных расследований: ведь это помогает добиться исторической правды и исторической справедливости.
– Историческая правда – это когда о событиях рассказывают непосредственно очевидцы, – поясняет Александр Владимирович. – Для того, чтобы выяснить все детали происходившего на территории Беларусь в годы ВОв, мы опросили 11 000 свидетелей, которые пережили эти события, в том числе бывших узников концлагерей. Мы проводили допросы с использованием видеоаппаратуры, чтобы впоследствии другие поколения из первых уст могли услышать о тех событиях, которые происходили. К сожалению, в наше время – и события августа 2020 года тому доказательство – любой факт можно приврать в своих личных политических или иных интересах. Потому для того, чтобы была историческая правда, и проводятся прокурорские расследования, заводятся уголовные дела. Чтобы сами очевидцы могли рассказать правду. Что касается исторической справедливости, то это прежде всего обеспечение неотвратимости наказания в отношении тех, кто совершил фашистские преступления на территории Беларуси.
Выступления вызвало у юных слушателей большой интерес, а также вопросы. Так, старшеклассница по имени Эвелина, какие ещё в Минском районе проводятся мероприятия по сохранению исторической памяти. Ей ответила начальник отдела социальной и воспитательной работы управления по образованию Минрайисполкома Илона Шелкович. Она уточнила, что прежде всего это такие мероприятия, как создание в областных, районных музейных учреждениях экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведение памятных мероприятий, выставок, а также составление маршрутов памяти.
Ученик 9 класса Сергея Иващенко поинтересовался у начальника отдела социальной и воспитательной работы главного управления по образованию Миноблисполкома Татьяны Цвирко, какой проект в рамках сохранения исторической памяти понравился ей больше всего.
– Мне понравился каждый проект прежде всего потому, что его создаёте вы сами, – ответила Татьяна Анатольевна. Также она упомянула проект, в рамках которого из подручных материалов создаются макеты сожжённых деревень. Уникальность его в том, что все делается своими руками, а также вызывает интерес не только у разработчиков, но и у тех, кто с ним знакомиться.
Трогательной историей о своём предке, принимавшем участие в Великой Отечественной войне поделились учитель белорусского языка и литературы Инесса Гурская и её дочь Мария, ученица 7 класса.
Вода камень точит
После встречи-обсуждения гостей ждала подготовленная участниками школы экскурсия. Экспозицию под названием «Без срока давности» представил государственный архив Минской области. Исторические факты были проиллюстрированы яркими фотографиями, что способствовало закреплению на практике знаний о геноциде белорусского народа.
Однако как известно, сильнее всего на человека воздействует искусство. Так, были представлены картины Михаила Савицкого. О выставке и о художнике гостям рассказала ученица 6 класса Софья Клепак. Несмотря на столь юный возраст, девочка поразила присутствующих глубокими рассуждениями относительно темы геноцида в творчестве художника.
Большой интерес вызвал кабинет руководителя военно-патриотического клуба. Кирилл Воробьёв работает в школе относительно недавно, но уже успел найти общий язык с учениками и наметить курс на формирование патриотизма.
– Я бы не сказал, что современные дети плохие, – делится Кирилл Владиславович впечатлениями от новой работы с Татьяной Цвирко. – Они представители своего поколения.
По словам руководителя военно-патриотического клуба, очень часто учащиеся приходят с уже сформированным в семье видением мира, которое не всегда соответствует объективной исторической картине. Однако «вода камень точит». И правильно организованный процесс патриотического воспитания даёт свои результаты. Самое главное – это общаться с детьми и уметь их заинтересовать.
Следует сказать, что в национальной культуре и исторической памяти нашей страны сосредоточены огромные духовные богатства. Память о прошлом – нравственный стержень, который является основой настоящего и будущего.
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото: Дарья ИВАНОВА