После неуплаты целевых взносов для СТ у членов СТ «Криница-Баньковщина» отключили свет. Законно ли это?
Жалобы от семьи Рубан на руководство садоводческого товарищества поступают в органы государственной власти уже на протяжении двух лет. Пожилые люди лишились света в доме и обратились в нашу газету с просьбой о помощи.
Проблема семьи Рубан упирается в организацию управления садовым товариществом. Ксенофонт Иванович подчеркивает, что руководство «Криницы-Баньковщины» обрекло их на неудобства: дом отключен от света, и пенсионерам, перенесшим не одну операцию, имеющим проблемы со здоровьем, приходится очень нелегко. Ксенофонт Рубан выступил с просьбой провести проверку финансово-хозяйственной деятельности товарищества, которую сами члены СТ провести не могут. По его словам, работа ревизионной комиссии была парализована.
– Мы сейчас не можем выехать на дачу, так как там нет света, отключили электроэнергию. Наша тяжба продолжается уже полтора года. Находимся в стрессовом состоянии, стали плохо спать – мы оба инвалида, остались без электроэнергии. Не можем сходить в туалет, вызвать скорую помощь, ведь если приедут ночью, без света не смогут ничего сделать, но это никого не волнует. Здесь хочется вспомнить о гуманности, ведь когда речь заходит о нашей задолженности, это все уходит на второй план, и никто не думает, что нас отправили на вымирание, – рассказывает Зинаида Рубан, вытирая слезы.
Ксенофонт Иванович и его супруга сетуют, что государственные органы, куда они обращались, в частности Минский районный исполнительный комитет, не смогли оказать им должную помощь. Безусловно, местная вертикаль, равно как и правоохранительные органы, суд, регулирует деятельность садоводческих товариществ, но тем не менее, согласно законодательству, в СТ осуществляется самоуправление и имеется своя структура.
– Куда бы мы ни пришли и к кому бы ни обратились, нас никто не услышал, никто не побеседовал, вы были первыми, кто сам позвонил. Никто не хочет вникнуть в суть дела – одни отписки. А на кону судьба пенсионеров. Отключили от электроэнергии уже две семьи, – жалуются супруги Рубан.
Обязательные целевые?
Ксенофонт и Зинаида Рубан рассказали, что целевые взносы в их садоводческом товариществе стали обязательными. Супруги усомнились в правомочности этих действий и утверждают, что не были ознакомлены с сопроводительными документами.
Товарищество разделилось две части – одни поддержали супругов и вместе с ними обратились в Минский райисполком, а другие поддержали решение общего собрания
В конечном итоге в их доме был отключен свет за неуплату определенных товариществом взносов.
– Целевой взнос превратился в обязательный, хотя так быть не должно. С мая прошлого года у нас появились обязательства платить целевые взносы – ремонт дороги, замена КТП (трансформатора) и всей энергосистемы. Полный объем этих взносов за полгода составил 710 рублей. Ни в одном товариществе таких сумм, насколько я знаю, не было, и это только целевой взнос. Я не говорю уже о членском взносе – 55 рублей, оплате электроэнергии, дополнительном взносе. На собрании мы задались вопросом о сопроводительных документах на эти работы, нам пообещали их показать. Подошли к председателю после собрания, однако никаких документов не увидели. Платить мы не стали, так как не видели сопроводительных документов. Молодежь, которая нас не знает, поддержала решение общего собрания, – рассказали супруги Рубан.
По словам Ксенофонта Ивановича и его жены, они заплатили за целевые фонды, за КТП, а это 100 рублей за кабель и 100 рублей за монтаж (по рыночным ценам).
Эта сумма оказалась меньше необходимой товариществу, и они были включены в списки должников, что оглашалось и демонстрировалось публично
Супруги понимают, что должны подчиняться большинству – общему собранию товарищества, но хотят увидеть документы, подтверждающие эти расходы, и говорят, что обращались в Миноблисполком и Минрайисполком с просьбой провести проверку (сейчас она ведется, но пока не принесла результатов).
Ответ председателя
Мне удалось поговорить с председателем СТ «Криница-Баньковщина» Русланом Морозовым, чтобы узнать его позицию. Он заверил, что неоднократно пытался договориться с супругами, чтобы те уплатили долг, однако безрезультатно.
Собеседник утверждает, что по закону только исполняет решения общего собрания СТ
– Никакого конфликта в нашем товариществе нет. Есть решение общего собрания, а Рубан – скандальные люди, в этом корень проблемы. Ни я, ни члены правления в товариществе прав не имеем, права есть только у общего собрания. Собрание приняло решение отключить им электроэнергию – вот я и отключил, я же не могу его не выполнить. Теперь они жалуются в милицию и в газеты. Понимаю, что это плохо, но почему кто-то платит взносы, а кто-то задается вопросом: «Надо или не надо платить?» Я такой же пенсионер, как и они, и почему-то плачу! – рассказал Руслан Морозов.
На вопрос, пытался ли председатель договориться с семьей Рубан, он ответил, что супруги – его соседи, и он неоднократно шел им навстречу, делая все, чтобы устранить проблему: погасить долг и отчитаться по этой проблеме перед собранием.
– Непосредственно перед отключением электроэнергии пришел к ним и более часа уговаривал и объяснял, предлагали даже помощь деньгами. Мы ведь на собрании дали им отсрочку на три месяца, я был инициатором, собрание предложение поддержало. Им нужно было начинать как-то действовать, – отмечает председатель СТ «Криница-Баньковщина».
Также Руслан Морозов отметил, что в прошлом месяце в товариществе прошла проверка – ревизионная комиссия проверила всё «копейка в копейку».
– Есть отчет на каждый рубль, комиссия доложила все на общем собрании. Люди поблагодарили ревизионную комиссию, председателю выразили благодарность и назначили премию, – рассказал он.
Кто прав, кто виноват
Супруги Рубан считают, что председатель приукрашает сложившуюся ситуацию. Они хотят видеть сопроводительные документы по целевым взносам. Заверили: если товарищество их представит, то заплатят все, что положено.
Пенсионерам неоднократно предлагали материальную помощь, но они принципиально отказывались и хотят добиться справедливости по отношению к себе
В своем ответе относительно проблемы супругов Рубан Минский районный исполнительный комитет отмечает, что решения общего собрания садоводческого товарищества обязательны для исполнения всеми его членами. В случае, если граждане полагают, что принятое органами управления решение ущемляет их права, они вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений общего собрания, правления и председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Местный орган управления не наделен полномочиями оценки правомерности решений общего собрания, признание их недействительными происходит сугубо в судебном порядке.
Журналисты – не судьи, но помогать в решении проблем людей – наша прямая задача. На примере «Криницы-Баньковщины» вскрылись различные вопросы, волнующие членов СТ. Это целый пласт работы для государственных органов, координирующих управленческую систему. Второй момент – прозрачность. Необходимо предоставить гражданам доступ к документации и решениям, принятым общим собранием.
Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно говорил о том, что в основе работы власти должно быть справедливое отношение к людям. Главное для всех – это честность и порядочность. Поэтому если где-то не хватает законодательной базы, нужно действовать по справедливости. Касается это и садовых товариществ.
Текст: Ян ЖИМАНОВ