Как жительница пристоличья держит хозяйство недалеко от каменных джунглей
Пока Минск продолжает расти и расширяться, практически в двух шагах от ультрасовременного микрорайона Новая Боровая, в тени раскидистых яблонь деревни Копище, расположилось настоящее животноводческое мини-хозяйство, не уступающее фермерскому. Тут стоит обычный деревенский домик со своим самобытным укладом, живностью и доброй атмосферой.
Уже 9 лет Анна Пашик вместе с семьей живет на два дома – столичный и деревенский. Но, как признается, больше предпочитает неповторимый колорит Копища, пригород Минска, где рядом с урбанистическими пейзажами подбирающегося мегаполиса соседствуют уютные избушки прежней деревни.
– Раньше, когда я только начинала ездить сюда (откликнулась на объявление о помощи по хозяйству), здесь стояла конюшня и было большое поле, – начинает рассказ Анна. – Изначально в планы не входил переезд. Когда старшему сыну исполнилось четыре месяца, я внезапно осознала, что проводить декретный отпуск в четырех стенах – не для меня. Энергия требовала выхода. И желательно – в том русле, которое предполагает близость к природе. Стала сюда ездить. Потом узнала, что здесь пустует дом. Вообще, и дом, и участок – собственность другого человека. Но в обмен на то, что я буду присматривать за ними, мне разрешили тут поселиться.
Анна по профессии – водитель троллейбуса, а такая работа требует большого личного энергоресурса. Так что к трудностям и самодисциплине ей не привыкать. До декретного отпуска приходилось вставать и в четыре, и порой даже в три часа утра, чтобы все успеть. В совокупности Анна тратит на уход за животными 2 часа утром и 2–3 часа вечером.
На данный момент наша героиня совмещает второй декретный отпуск по уходу за маленькой дочерью с непростой заботой о хозяйстве.
А оно действительно немаленькое: около 40 кур, козы, индюшки, коты, пес. Периодически подопечной Анны становится лошадь.
За ней по просьбе хозяев приходится присматривать зимой.
–Я уже и не помню, какое именно животное появилось первым, – говорит собеседница. – Скорее всего, несколько курочек. Потом и остальные… А чем крупнее животное, тем больше ответственности.
Интересуемся, с какими трудностями она сталкивалась в первое время. Анна отвечает, что прежде всего это нехватка опыта.
– Хозяйство создавалось с нуля. Даже сейчас, спустя девять лет, я могу обнаружить, что чего-то не знаю. Каждый день приносит новый опыт и новую мудрость. В этом большое преимущество жизни в сельской местности.
– Много ли финансов уходит на то, чтобы всех прокормить?
– Конечно, для того, чтобы содержать хозяйство, нужно много денег. Но это стоит того. Ведь живность – это не только экологически чистые продукты, но и положительные эмоции. Вообще, я всегда очень любила лошадей, мечтала связать свою жизнь именно с разведением животных. И очень благодарна судьбе за предоставленную возможность, пусть даже занятие сельским хозяйством – недешевое хобби.
– Задумывались ли вы о том, чтобы уйти с основной работы и серьезно заняться разведением животных?
– Скорее, это хобби, занятие для души. Ведь изначально делалось все не ради какого-то результата, а из любви к животным. Получать какую-то материальную отдачу я начала сравнительно недавно. И то вырученной прибыли хватает лишь для возмещения расходов на корма.
В процессе интервью прямо к нашим ногам без страха подходили куры, индюшки, а черно-белый пес так и рвался поиграть. Обратили внимание на то, что все животные выглядят ухоженными.
На вопрос о том, кто же помогает вести хозяйство, Анна признается: в основном справляется сама. Конечно, приезжает муж – как-никак в хозяйстве требуется мужская сила, соседи снабжают водой.
Но, к сожалению, ни муж, ни родственники, не разделяют интересы Анны.
Правда, не могут не оценить результат. Недавно в гости приезжал племянник из России и был в восторге от вкуса домашних яиц. У них, как он утверждает, такое не попробуешь. Иногда помогают ухаживать за животными дети – 9-летний Руслан и двухлетняя Василиса.
– Настоящая помощница растет, – с улыбкой говорит о дочери Анна. – За цыплятами присмотрит, птицу покормит…
К слову, в деревне дети действительно намного раньше взрослеют и становятся самостоятельными. Старший ребенок ездит в школу в другой район города без сопровождения взрослых. Младшенькая помогает по хозяйству, всегда умеет найти себе занятие, а также посещает развивающий детский клуб.
– Как же у вас получается держать хозяйство практически в городе?
– А раньше здесь и не было города. Застройка началась совсем недавно. Прежде на этом месте находилась самая настоящая деревня. Поле, лес и прокат коней. И в какой-то степени было действительно проще, несмотря на отдаленность коммуникаций и остановки. Сейчас, к сожалению, стало негде пасти животных.
Вопрос о планах на будущее вызвал у Анны затруднение: в самом деле, нельзя что-то предугадать в нынешней ситуации. Через месяц она выходит на работу из декретного отпуска. Вряд ли получится совмещать заботу о детях, о хозяйстве с плотным рабочим графиком. Однако Анна рассчитывает взять меньше часов, чтобы больше времени проводить здесь, в Копище, занимаясь любимым делом. Тем более что продукты сельского хозяйства – экологически чистые продукты – сейчас пользуются большой популярностью. А рынок покинули многие частные производители, отказавшись от этого бизнеса. В планах самой Анны – накопить денег, купить дом и расширить хозяйство.
Судьбы приусадебных участков находятся во власти местных исполнительных органов. Хочется верить, что в ближайшее время количество таких земель не уменьшится и здесь не вырастут безликие многоэтажки.
Небольшая лужайка практически со всех сторон окружена дорогой и новостройками. Между прочим, не так давно большую часть одноэтажных зданий деревни Копище планировалось снести. Однако жителям этого маленького, но гордого поселения удалось его отстоять, причем несколько раз. Согласно решению УП «Минскградо», частный сектор Минска и пристоличья условно поделен на четыре части. К первой части отнесены те категории домов, которые препятствуют строительству инженерных коммуникаций, автодорог и других сетей. Таких приговоренных к сносу домов насчитывается 784. Их ликвидацию планируют осуществить до 2030 года. Вторая часть – это дома, которые можно сохранить. Таких около 10 тысяч. Все остальные усадебные постройки, согласно документу, будут снесены в ближайшее время, поскольку они занимают территории, имеющие «высокую градостроительную ценность». К сожалению, город наступает. Все меньше места в окрестностях столицы отводится таким мини-экосистемам, хотя, уверена, что многие городские жители хотели бы иметь недалеко от дома небольшие участки, где можно было бы потрудиться физически и отдохнуть психологически.
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото: Евгений БАШАРКИН