Свет, камера, разговор: известный кинематографист рассказал, какие фильмы снимались в пристоличье
День кино – это особый праздник, который ежегодно отмечается во всем мире 28 декабря. Он открывает нам искусство кинематографа, которое способно захватить нас своей красотой, эмоциональной глубиной и неповторимой магией. А как Минский район связан с кинематографом и какие же фильмы снимались на его территории? В преддверии Международного дня кино мы встретились с известным режиссером и сценаристом документального кино, публицистом и писателем Владимиром Морозом, чтобы узнать, почему он считает пристоличье жемчужиной документального кино.
Случайности не случайны
– Немного предыстории, как вы пришли к созданию документального кино?
– В документальное кино я, можно сказать, попал случайно, но случайного ничего в жизни не бывает, значит, так и должно было случиться, – признается Владимир Викентьевич. – По первому образованию я архитектор, закончил политехнический институт (БНТУ — Авт.) и работал в институте «Минскпроект». Уже через два года поступил на заочное обучение в Москву в литературный институт. Однако через какое-то время уволился по сокращению штата.
Мне предлагали уйти по собственному желанию, но я настоял, чтоб меня уволили по сокращению штата – мне показалось, что так интереснее для судьбы писателя.
Надо признаться, что после литературного, мне сложно было найти работу, – вспоминает кинематографист. – И случайно я попал в Госкино БССР, где работал около 7-ми лет, после чего пришел уже на киностудию «Летопись». Тут мной и были сняты известные фильмы, в том числе и о Минщине.
На сегодняшний день Владимир Мороз является ведущим редактором документального кино Национальной киностудии «Беларусьфильм», а с 2015 года он возглавляет студию документального кино «Летопись».
Пристоличье – жемчужина документального кино
– Какие места в Минском районе послужили вам вдохновением для создания документального кино?
– Минский район сам по себе очень богат культурным наследием и памятниками архитектуры, наверное, поэтому там так хорошо и интересно проходит съемка, – рассказывает Владимир Викентьевич. – Одним из знаменательных событий была поездка в один из городов Минщины – Заславль.
Кстати, Заславль наравне с Полоцком, Витебском, Гродно является одним из старейших городов, где сохранились храмы.
– Когда в 1992-м году в Беларуси праздновали тысячелетие христианства, мы никак не могли не упомянуть город Заславль. Тогда я был автором сценария фильма, который называется «Беларусь. Свята праваслаўя». Народу на празднике было очень много и около Преображенской церкви, и в Старом городе, – вспоминает собеседник.
К празднику в городе на месте, где ранее был монастырь, в котором знаменитая Рагнеда была монашкой, поставили каменный крест.
– Кстати, удивительная история с этим крестом! У меня есть фотография около «крыжа», она печаталась даже в моих книгах, но никто не мог узнать, что это за место, – усмехается Владимир Мороз. – Плохо, видимо, знаем пока нашу историю.
Фильм дает нам понимание наших глубинных корней, освещает христианскую сторону жизни и как само причастие к христианской стороне очень важен, уверен Владимир Мороз.
– На этом список фильмов про дивный город не заканчивается, была еще наша документальная кинокартина снята, которая называется «Тысячелетний Заславль». Сам по себе фильм недолгий – всего 26 минут. Он об истории города.
Биатлон в центре Европы
– Какие еще места пристоличья отразились в ваших фильмах?
– Ну какие еще в Минском районе интересные места? – задается вопросом собеседник. – Ну, конечно, Раубичи!
Как, оказалось в Раубичах тоже не обошлось без интересных историй.
– Мы поехали снимать туда фильм в разгар чемпионата мира по биатлону. Самое интересное, что снега в том году было очень мало, и под конец чемпионата совсем не осталось. В связи с этим пришлось перенести окончание соревнований в Скандинавию, – говорит Владимир.
Однако с изменением сценария фильм все-таки был снят и увидел свет под названием «Раубичи-90». А в 2004 году вышел еще один фильм, который назывался «Биатлон в центре Европы. Раубичи-2004». Он был посвящен чемпионату Европы по биатлону и очень подробно рассказывает об этом знаменательном событии.
– О фильмах, которые мы снимали в Минском районе, можно говорить бесконечно – это и «Тростенец. Мы должны им память». Фильм, посвященный узникам концлагеря, и «Чужое и свое» – кинокартина посвященная детскому хоспису, и «Поймать ветер» – небольшая документалка о парусном спорте на Минском море, – рассказывает Владимир Викентьевич.
Сейчас все проще: взял айфон и снимай
– Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы пойти по вашим стопам?
– Попасть в кино сейчас намного проще, чем раньше – взял телефон и уже можешь что-то снимать, даже без профильного образования, – поясняет Владимир Мороз. – Однако, я убежден, что настоящие специалисты обязаны иметь необходимое для этого образование, сейчас ВУЗы и школы есть и у нас в Беларуси, в частности в Минске, например, наша студия. В Москву, как раньше, для этого ехать не нужно.
Профессионалы рождаются из профильных специалистов. Никакого дилетантства, а особенно в документалистике быть не должно, уверен собеседник.
– Мы должны показывать аутентичные вещи: если рукопись, то настоящая рукопись, а не копия с нее.