Раньше тут была пашня, теперь — современные коттеджи. Как меняется Обчак

Когда-то Обчак был маленьким поселением, вся жизнь которого крутилась вокруг «общака» — общей пашни. Сейчас это деревня, где проживает 727 человек. Мы приехали в новую точку на карте пристоличья, чтобы узнать, как устроена жизнь местных, и выяснить, каким это место было десятки лет назад.
Первые письменные упоминания об Обчаке датируются 1667 годом. Тогда «обчаком» называли общедеревенскую пашню, угодья в общем пользовании. С 1791 года деревня была частью имения Лошицы и принадлежала шляхте, здесь даже существовал свой деревянный униатский храм Николая Чудотворца.

Кто такая Мельничиха
К концу 19 века Обчак уже был развитым поселением с усадебным двором, крахмальным заводом, смолокурней и школой.
Одной из ярких достопримечательностей в прошлом была мельница на речке Слоуст, притоке Свислочи. Местная жительница Мария Горанская вспоминает, что мельница стояла еще до коллективизации. Потом мельник умер, осталась одна бабка, её звали Мельничиха.
— Она была очень верующая, всё время в церковь ходила в Минске. Мы, дети, её боялись — высокая такая, идёт и всё время молитвы себе под нос говорит, — вспоминает собеседница.

По тем временам центральным местом была улица-погонка, по которой гоняли скот на пастбище. По обеим сторонам были вырыты канавы, а сама улица весной тонула в грязи и паводках.
— Снег зимой такой, что заборов не видно, полтора метра! Ходили сквозь сугробы. Весной всё заливало. Скота у людей было много — коровы, свиньи, овцы. Всё паслось в лесу. А тогда к лесу относились очень бережно, не имели права просто так рубить. Надо было покупать талон на дрова или на то, чтобы ягоды собирать, — рассказывает Мария.
Деревня застраивается
После войны жизнь деревни начала меняться. Колхозы укрупнялись, менялись названия. Постепенно Обчакский сельсовет был упразднен, и деревня вошла в состав Луговослободского.
Сегодня Обчак — это место на стыке эпох. С одной стороны — память о прошлом: на местном кладбище стоит обелиск на братской могиле 307 советских воинов, павших за освобождение этих земель. С другой — развивающаяся территория.
Мария Горанская для себя отмечает, что самая большая перемена — это активная застройка. Земли вокруг отдали под коттеджи, и теперь здесь вырос новый район.

— Все вот земли подальше от главной улицы отдали под строительство. Тут люди некоторые постоянно живут, некоторые летом. У нас и деток много, которые отсюда и в школу ездят, — говорит Мария.

Несмотря на стремительные изменения, Обчак сохраняет свою индивидуальность. Здесь по-прежнему есть частный магазин, кооператив, а главное — сильное сообщество людей, которые сохраняют историю.
Рекомендуем





