Как живет деревня с населением в семь человек
В Застаринье до недавнего времени жили всего шесть человек. Летом тут чуть больше людей: приезжают дачники, внуки – в гости к бабушкам и дедушкам. В нынешнем году прописался еще один человек – сейчас он отстраивает дом. Чтобы узнать, как живет Застаринье, отправились в населенный пункт.
В основе названия деревни лежит слово «старина» – старовспаханная земля, возможно, брошенная хозяином. По информации Минской районной центральной библиотеки, в 1897-м в Застаринье было 13 дворов и 107 жителей. Нынче – 2024 год, и официального населения на 100 человек меньше!
Долгое время Застаринье пустовало, народ приезжал сюда по праздникам или в отпуск. Из постоянных жителей – одни только пенсионеры. Однако пару лет назад ситуация изменилась: здесь начала возрождаться жизнь, в деревню стала возвращаться молодежь, уставшая от городской суеты. Дачный сезон в разгаре, многие только строятся, но старожилы и этому рады.
Женщина с большим сердцем
Сразу за поворотом живет приемная мама Зульфия. В 2016 году она с девочками-подростками въехала в дом, который построил родной сын. Некогда он работал юристом в Минском районе, а потом сменил сферу деятельности и оставил жилье матери. Тогда ему казалось, что Застаринье – идеальное место для многодетной семьи. До школы – 15 минут пешком, тишина и спокойствие вокруг… В этом году Зульфия взяла на попечение еще одну девочку-подростка.
– Когда приехали сюда, создалось впечатление, что тут вообще никто не живет. Была холодная пора. Хорошо, если хоть одного человека увидишь на улице… С потеплением людей стало больше, – вспоминает Зульфия.
Здесь, в тихой деревне, она дарит материнское тепло тем, кто был его лишен, занимается садом и огородом, общается с соседями. Сельчан, что живут вниз по улице, она уже хорошо знает, заходит к ним в гости, когда удается оторваться от домашних хлопот.
На своем пятачке
Вниз по улице, самой красивой и напоминающей маленькую Италию, живут старожилы деревни. Самые возрастные из них – Валентина и Николай Лабковские. Оба выросли в Застаринье, затем переехали в Замосточье. До пенсии в деревню приезжали как на дачу, а потом обосновались тут насовсем.
– Мне больше 70 лет. Помню, как отсюда уезжала молодежь. Тогда искали лучшей жизни, понимали, что деревня развиваться не будет… Так получилось, что уехали все разом, – рассказывает Валентина Лабковская.
Пенсионеры вокруг дома высадили сад, построили летнюю столовую, своими руками сделали ремонт. В магазин супруги не ходят из-за проблем со здоровьем, поэтому просят соседей купить те или иные продукты, а в амбулаторию их возят дети. Сил хватает только на уход за домом и садом.
По соседству живут старые друзья и знакомые Лабковских: сельчане держатся вместе, заходят в гости каждый день, обсуждают последние новости
Тут все друг друга знают, уважают и любят – за столько лет они стали как члены одной семьи.
Новость о том, что корреспондент приехала в Застаринье, быстро разлетелась по всей деревне. В предбанник дома Лабковских не заглянул только ленивый. Интересовались, можем ли мы рассказать, как сельчане борются с перебоями на электрической подстанции, как просят поменять лампочки на фонарных столбах, как несколько лет ждут, когда подсыплют гравийку на центральную улицу…
– Нам только электричество подремонтировать, дорожку подсыпать – больше ничего! – говорит одна из жительниц деревни. – Мы – глубинка, я понимаю, но забывать о нас нельзя.