«Если ты со мной не будешь, ты не будешь ни с кем». Истории жертв домашнего насилия

Слезы, страх, отчаяние – эти эмоции стали постоянными спутниками женщин, которые ежедневно сталкиваются с домашним насилием. Их истории – крик о помощи, который часто остается без ответа. Во время рейда с участковой службой Минского РУВД мы познакомились с теми, кто живет в постоянном страхе перед агрессорами.
– Дети не хотят уже, чтобы я шла к ним в комнату. Раньше хотя бы к детям могла пойти ночевать, но они же растут, – со слезами на глазах рассказывает одна из жертв насилия.
Ее история – лишь одна из многих. Участковый инспектор, сопровождавший нас, пояснил, что большинство случаев домашнего насилия начинаются с психологического давления: агрессоры оскорбляют, угрожают, запугивают.
– Обычно имеет место психологическое насилие, когда агрессор начинает скандалить, выражается грубой нецензурной бранью, оскорбляет, а также угрожает физической расправой, но не рукоприкладствует. Жертва испытывает чувство страха и обращается в правоохранительные органы для защиты. Иногда доходит и до причинения физического насилия, – рассказывает участковый.
Светлана (имя изменено. – Прим.) – молодая и красивая женщина, мать двоих детей. Ее бывший муж, с которым они до сих пор живут в одной квартире, не раз устраивал скандалы, избивал ее. Сложно представить, как она смогла это пережить.
– Когда его забирали, у него в руках был нож, – делится Светлана.
Ее бывший муж страдает алкоголизмом. В запое он становится агрессивным и неуправляемым
– Я никогда не провоцировала конфликт. Знала, что он пьет, всегда была наготове, все было убрано, наготовлено, мы с детьми сидели тихо в комнате, даже никуда не ходили, чтобы не было у него ревности. «Если ты со мной не будешь, ты не будешь ни с кем», – так говорил, – вспоминает Светлана.

Она не раз пыталась уйти, но всегда возвращалась – из-за жалости, страха осуждения и отсутствия альтернатив.
– Один раз он меня очень сильно избил на глазах у дочки, ей было всего два годика. Тогда было все в крови, я для себя решила, что точно разведусь. Когда подала на развод, он сказал, что больше такого не будет, и родители просили. Простила, забрала заявление, – рассказывает она. – Я больше не хочу так жить, всему есть предел. Мне бы его как-то выселить, чтобы его не было в этой квартире. Я ему предлагала даже деньги. Отказался.
На пороге второго дома нас встретила Валерия (имя изменено. – Прим.), гостеприимно предложила пройти в комнату. И даже рассказала о своей семейной жизни с мужем.
– Если бы он с дружками со своими не шастал, было бы все нормально. Они ему звонят, он собирается и уходит. Там выпивает, а потом приходит и начинаются скандалы. Вот просто на пустом месте. Я его простила, сказала, что в последний раз.
– А сколько раз уже он вас избивал? – поинтересовались у Валерии.
– Раза три так точно. Изначально все было нормально, на работу вместе ходили. Сейчас трудится на шабашках. База закрылась, поэтому он просто по строительству помогает, когда кому-то нужно. Хорошо, что милиция быстро приехала. Теперь каждый месяц проверяют, он боится. Иной раз даже скандал не устроит.

Участковый инспектор дал Светлане контакты ярмарки вакансий в Заславле, чтобы ее супруг мог взять себя в руки и вернуться к нормальной трезвой жизни, а также рассказал о мерах, которые принимаются для защиты жертв насилия.
– Есть такое понятие, как защитное предписание. Оно выписывается, если жертва не хочет, чтобы агрессор находился с ней в одном помещении и выходил на контакт. Как правило, предписание действует 15 суток, а его нарушение грозит ответственностью, – поясняет он.
Однако даже такие меры не всегда способны остановить домашних хулиганов. Рецидивы случаются, и тогда вопрос может перейти в уголовную плоскость.
– Если систематически три и более раз причиняют физический вред, то рассматривается вопрос о даче правовой оценки по 154 статье Уголовного кодекса. А это уже более серьезные последствия, – добавляет участковый.
Истории Светланы и Валерии – это лишь капля в море проблем, с которыми сталкиваются жертвы домашнего насилия.
Их жизни превратились в постоянную борьбу за выживание, где каждый день – это новый вызов. Но даже в таких условиях они не теряют надежду. Светлана мечтает о том, чтобы ее дети росли в безопасности, а Валерия верит, что работа поможет ее мужу «взяться за ум».
Рекомендуем




