Первый в стране музей белорусской маляванки открыли в Заславле
18 мая единственный в своем роде музей белорусской маляванки открыли в здании флигель-эрмитажа бывшего дворца Пшездецких в Заславле, где ранее располагалась картинная галерея. Создать уникальный культурный проект удалось с помощью поддержки гранта Президента, спонсорской помощи, а также командной работы специалистов историко-культурного музея-заповедника «Заславль».
В конце 1990-х годов среди сотрудников заповедника обсуждалась идея создания на базе собранной коллекции ковров отдельного музея, и уже в 2001 году утверждена первая концепция Музея истинного искусства. Ее автором был исследователь и художник-реставратор заповедника Юрий Малаш. Эстафету старателей по сохранению и собирательству образцов народного искусства переняли целые поколения музейных специалистов и исследователей.
Реальная необходимость в создании Музея белорусской маляванки существовала и озвучивалась специалистами в течении нескольких десятилетий.
Ведь они понимали, насколько важно обеспечить сохранность, сбор, интерпретацию и демонстрацию общественности уникального Белорусского народного искусства – рисованных ковров.
На торжественную церемонию открытия музея приехали заместитель председателя Минрайисполкома Ирина Тихонко, председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ, член Совета Палаты представителей Национального собрания Геннадий Давыдько, первый заместитель начальника Главного управления культуры Минского облисполкома Татьяна Хмель.
– Открытие музея белорусской маляванки – важное событие не только для Заславля, Минского района, но и для всей страны. 35 лет собирали коллекцию работ различных художников, которые наконец-то обрели свой дом, – сказала Ирина Васильевна.
Заместитель председателя Минрайисполкома поблагодарила всех, кто приложил усилия в создании уникального в своем роде проекта, в том числе директора историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Юрия Шкурского. Ирина Васильевна приехала на открытие не с пустыми руками – из личной коллекции она подарила расписной ковер 1939 года.
Также поздравила заславчан и сотрудников музея со значимым событием Татьяна Хмель и отметила, что такого культурного объекта нет нигде кроме Заславля.
По словам председателя Заславского горисполкома Светланы Карташевой, объекты истории города постоянно расширяются, а открытие музея – это историческое событие.
Музей белорусской маляванки – это первая попытка в стенах одной экспозиции рассказать общественности только о расписном ковре.
К новоселам без подарков не приходят, об этом помнит и директор ООО «Марк Формель» Андрей Кулыгин, который вручил сотрудникам музея расписной ковер.
– Еще в 2021 году мы обратили внимание на столь уникальное явление, как расписные ковры. Так мотивы маляванок вдохновили наших дизайнеров на создание уникальной коллекции, которая вышла в 2022 году и была представлена в нашей торговой сети. Продавали не только в Беларуси, но и в России, Казахстане и Узбекистане, – пояснил Андрей Анатольевич. – Когда представители горисполкома рассказали нам о возможности приобретении полотна, которое нашли на одном из чердаков дома в Глубоком, то мы приняли решения помочь найти новый дом культурной ценности. С трепетом и гордостью я передаю ковер музею.
По традиции церемония открытия завершилась перерезанием красной ленты. А это значит, что музей распахнул свои двери и можно отправляться на экскурсию.
Сотрудники историко-культурного музея-заповедника «Заславль» долгие годы собирали коллекцию расписных ковров. Творческое наследие легендарных художников Алены Киш и Язэпа Дроздовича теперь сможет увидеть каждый желающий. Помимо этого, здесь представлены удивительные работы неизвестных авторов.
– Чтобы понять работы Язэпа Дроздовича, мы отправились в библиотеку Академии наук, где хранятся его дневники. Безусловно, его записи было нелегко понять, и дело далеко не в почерке. Оказывается, что в своих снах он путешествовал и на Марс, и на Сатурн… Мы поняли после прочтения одно: для Дроздовича расписные ковры были более утилитарными, чем его путешествия в космос, потому что работа над маляванками стала для него средством выживания. Лишь на один ковер он тратил около трех дней. Кстати, он писал еще в своем дневнике так: «Мне надоела эта сложная работа, у меня заклякли руки, спина и перестал работать желудок. Я не хочу больше писать ковры!» – рассказали сотрудники музея белоруской маляванки.
Помимо этого, специалистам все же удалось по записям из дневника определить для кого, какие работы писал Язэп Дроздович. Конечно, он творил и не только для того, чтобы заработать. Своими работами он хотел сделать людей более культурными.
Помимо ковров сотрудники музея поставили и шкаф с красивыми попугаями.
– Подлинник мы нашли еще лет 5 назад в одном из домов деревни Липляны, где и похоронили художника. Однако владельцы отказались продавать его нам, поэтому пришлось делать точную копию, – пояснил работник музея Александр Рак.
Рядом с работами Язэпа разместили и полотна Алены Киш. Зайдя в эту часть зала, кажется, будто ты попал в старый и уютный дом художницы. Она творила в 1930 – 1940 годах.
– Здесь представлены самые известные сюжеты, в которых включены 11 ее работ. Кроме того, мы поставили в этом зале еще и работы скульптора Владимира Ломейки, которого и вдохновила Алена Киш. Он создал по мотивам ее творчества деревянные скульптуры, которые после он передал нашему музею-заповеднику, – рассказали нам в музее.
К сожалению, в музее представлены работы и неизвестных авторов, ведь зачастую ковры расписывали художники-самоучки.
В 1970-ых годах, когда ковры начали производить на фабриках, маляванки потеряли популярность и оказались полностью забытыми
На каждую маляванку можно смотреть не один час, ведь они завораживают своей таинственностью, красотой и исторической ценностью. Возможно, со временем получится открыть имена авторов, чьи творения дошли до нашего времени.
Когда появился первый расписной ковер в Беларуси – неизвестно. Однако можно понять, что чаще всего создавали маляванки в деревнях, районных центрах, чтобы создать уют в домах и при этом дать изюминку интерьера. Их даже дарили на свадьбу молодоженам или по случаю новоселья.
Примечательно, что интерес к рисованным коврам не угас: мотивы наивных художников перенимают современные ремесленники, профессиональные художники, особенности и технологии изучают искусствоведы и исследователи истории искусств.