Заглянули в пристоличную глубинку: кто и как живет в деревне Гребенка
Белорусские деревеньки столетиями хранят события минувших лет, память о которых исчезает с последним стариком. С виду здесь нет ничего особенного. Но это только на первый взгляд. Чтобы пообщаться с жителями одной из таких деревень, отправляемся в Гребенку (белор. Грэбенка) Михановичского сельсовета.
Сегодня это Первая и Вторая Гребенка, как называют их местные. На западе – лес Кайковского биологического заказника. На востоке протекает одноименная река Гребенка. Постоянных жителей здесь немного – всего 17 человек. Большинство свои дома используют как дачи. Есть остановка. Магазина нет, зато несколько раз в неделю ходит автолавка.
Бытует мнение, будто название деревне дала речка Гребенка, которая протекает рядом. Однако местные жители считают, что именно деревня дала название реке
Подобные поселения встречаются в каждой области нашей страны. Они мало чем отличаются друг от друга: деревянные дома, грунтовые дороги, добрые люди. Первым делом отправляемся в ту самую – настоящую Вторую Гребенку. Рядом с деревянным домом №30 встречаем местную жительницу Регину Ткалич. Пенсионерка с улыбкой приглашает во двор.
Подойдя ближе, понимаем: маленькое строение требует серьезных финансовых затрат. Однако пока, по словам Регины Иосифовны, заниматься родительским домом не представляется возможным из-за некоторых юридических вопросов.
– Родители Иосиф и Мария Петровичи(1901 и 1908 г. р.) были после Великой Отечественной войны одними из старейших жителей этой деревни. До войны отец работал на железной дороге, – рассказывает Регина Ткалич. – Вот этот дом построили сразу после войны. В прежний попал снаряд. Тогда во время бомбежки убило старшего брата, ему едва исполнилось девять лет, а двоих, трех и пяти лет, – ранило. Мама носила детей в военный госпиталь в деревню Бордиловка. Там немецкий хирург их вылечил, правда, сестра после ранения осталась инвалидом.
Родилась Регина Ткалич в 1949 году. Окончила школу в соседней деревне. После первого замужества переехала в Кайково. Однако семейное счастье оказалось недолгим: через три года супруг разбился на мотоцикле.
Как-то, будучи в гостях у родственников на Украине, познакомилась со своим вторым мужем – Иваном, с которым впоследствии прожила 48 лет. После свадьбы молодые люди обустроились в Минске. В семье родились сын Павел и дочь Наталья. Сегодня дети со своими семьями живут в столице. В июле этого года супруга Регины Иосифовны не стало. Женщина осталась одна.
Родные места она никогда не забывала – при первой возможности всегда приезжала к родителям в гости. Собеседница вспоминает, что раньше обе части Гребенки были двумя разными деревнями. Первая часть – поселок Михановичский, а вторая – Гребенка. Однако неподалеку находилась деревня Михановичи. Чтобы не возникала путаница, поселок Михановичский и Гребенку объединили под одним названием.
– Всего в деревне до объединения было семь дворов – Шабуневичи, Ломаки (по две семьи), Волчки, Петровичи. Еще одну фамилию забыла, – поясняет пенсионерка. – Село окружали болота и лес. Друг друга здесь всегда все знали. Вместе устраивали праздники, ходили в гости.
Потомки коренных жителей Гребенки и сегодня приезжают на малую родину, многие остаются здесь на все лето
После войны в Гребенке были конюшня, коровник и общественная баня. Потом остался только коровник, который позже стал телятником. Лет 15 назад в первой части деревни поменяли столбы линий электропередачи. Вместо старых деревянных появились бетонные, на некоторых из них есть фонари. Во второй части деревни столбы поменяли немного позже.
На окраине у леса
По пути в Первую Гребенку встретила пожилую женщину. Она возвращалась домой от знакомой. Не считая переезда в город нескольких семей и деревенских сплетен, из событий недели в этой части деревни только уборка картошки. Пенсионерка решила составить мне компанию и по дороге поделилась своей историей.
Тамара Каминская переехала в глубинку в начале 90-х.
– Родом я из Борисова. Всего в семье нас было 8 детей, – рассказывает Тамара Васильевна. – С рождения у меня редкое генетическое отклонение – синдром Элерса-Данлоса: поражаются соединительные ткани, в первую очередь кожа, суставы и стенки кровеносных сосудов. Много сил и времени уходит на оздоровление. Не так давно, чтобы поддерживать себя в тонусе, начала увлекаться лекарственными растениями.
После замужества Тамара Каминская жила и работала в Минске. Однажды знакомая пригласила в гости, в тогда еще поселок Михановичский. Деревня так понравилась, что в скором времени они с мужем приобрели здесь свой домик, в котором теперь живут круглый год.
– Петруша, быстренько веди своих курочек в сарай! – командует Тамара Васильевна. Она любит разговаривать с пернатыми, признается, что они умеют слушать иногда получше людей. Во дворе заприметила еще гусей и собаку на привязи.
На улице местных почти нет. Но около одного из домов нас заприметила любопытная женщина, которая убирала картошку. Нина Камлюк – местная, родилась и выросла в поселке Михановичский.
– Из коренных жителей осталась одна старушка. К сожалению, она уже почти не разговаривает. Сегодня здесь практически одни дачники. Сама живу в Минске. Родительский дом навещаю каждые выходные. Хотите, картошечкой угощу?
На этой позитивной ноте мы попрощались.
…По дороге домой задумалась над тем, как беспощадно время. Оно стирает из памяти и с карты целые деревни, уходят люди, которые когда-то жили здесь. Хотелось бы, чтобы потомки помнили о прошлом, своих корнях, о родных местах, где когда-то выросли их предки.