Трогательная история о том, как жители деревни Копище спасли аиста – родители выбросили его из гнезда
Наша читательница, учитель физкультуры школы №1 деревни Копище Диана Колос каждое лето вместе с детьми ездит в домик к свекрови Нине Бощук в деревню Достоево, расположенную в Ивановском районе Брестской области. Июль и август этого года ознаменованы для семьи важным событием, которое оставило большой след в сердце каждого его участника.
Утро 14 июля не предвещало ничего необычного: все собрались за завтраком, обсуждали грядущий день, после чего каждый начал заниматься своим делом. В какой-то момент дочка Дианы, Ариана, позвала взрослых, чтобы сообщить новость о том, что в траве сидит аист.
– Он дрожал, ему было холодно. Прижимался к земле. Из носа сочилась слизь, по птице было видно, что она не здорова, – вспоминает Диана.
Птицу начали выхаживать. Первую неделю этим занималась престарелая соседка: аист выпал из гнезда недалеко от ее дома. Однако кормить нужно было минимум 3-4 раза в день, и чтобы птица окрепла, не менее 1,5 кг мяса или рыбы.
– Об этом позже нам рассказала орнитолог, к которой мы обратились спустя неделю после «находки». Вызвать ветеринара мы не могли, по близости специалистов нет, а вот в комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды дали контакт Ирины, – объясняет собеседница.
Почему аист оказался на земле, девушка объясняет вполне просто: родители выбросили его, потому как он оказался «лишним» (всего в гнезде было четыре птицы), а выкормить птенцов стало невозможно
– К подкормке подключались и мы, чередовали мясо и рыбу. Один день давали куриные желудки, второй день – покупали либо сами ловили – рыбу. Еду давали только теплую, замороженное есть ему нельзя, потому как клюв был не до конца сформирован, и он не мог ничего грызть, – говорит Диана.
С бабушкой-соседкой чередовались. Это дисциплинировало. А если никого не было, то птица нападала. Окрепшие аисты достаточно агрессивные.
– Через пару недель он окреп, чувствовал хорошо, вес набрал, прошли сопли, как выражалась наша соседка, – раскрывает подробности Диана. – Он себя начал свободно чувствовать с людьми, мог выйти на дорогу, чтобы просить еду. Даже прием отработанный шел в ход: он расправлял крылья, мог шипеть.
Многие давали котлету, хлеб, что абсолютно запрещено употреблять в пищу птицам. Диана, ее дети, свекровь и другие люди, кто принимал участие в судьбе аиста, переживали, как бы это плохо не закончилось
Так прошли первые дни августа, все заволновались, как же птица отправиться на Юг, если все так будет продолжаться. Совет нашли, опять же, у орнитолога. Она сделала две подсказки, вспоминает Диана: «Либо запереть его в курятнике и изолировать ото всех, кормить дальше, чтобы набирал вес, либо отвезти на природу, подальше, и высадить на болотце».
Орнитолог предложила 2 варианта, потому что птица должна быть окрепшей и здоровой перед тем, как выпускать ее в дикую природу. Т.к мы на тот момент за ней ухаживали уже около 10 дней, и она стала выглядеть более смелой и здоровой, то выбрали второй вариант.
– Мы искали место с густым тростником, чтобы он мог спрятаться от дождя, или собак. Несмотря на то, что в том неглубоком озере много рыбы, лягушек, а орнитолог уверила нас в том, что у него проснется инстинкт, очень тяжело было его отпускать. Мне было страшно его увозить, все думала, вдруг он пищу себе не найдет. Дочь плакала, просила приехать на следующий день обратно. Как назло, тогда пошел дождь, мы все горевали, как же он там…
Аисту умышленно не давали имя, чтобы не привязываться. Но не прикипеть душой никто не смог
– Я тогда много чего читала в интернете. Многие писали, что птицу надо в гнездо поднимать, но мы понимали, что его не примут. Аисты даже физически там и не помещались. Изначально он по весу был примерно 2,5 кг. Чтобы полететь, надо было 1-1,5 кг набрать минимум, – рассуждает собеседница. – В самом начале еще свекровь говорила, что не надо было ему мешать, он бы в естественной среде выправился, но это было бы ошибкой. Вся эта история всех сплотила, кормили птицу даже наши племянники.
– А почему вы не оставили птицу дома? Был бы у вас ручной аист.
– Дело в том, что в деревне никто из наших родственников круглый год не живет, соответственно, его бы никто не кормил, и он просто бы умер от голода.
…Через неделю аист улетел, как кажется семье, со своими родителями, сестрами и братьями. В далекие страны, чтобы перезимовать, а на следующий год вернуться и поблагодарить за сохраненную жизнь.
Текст: Елизавета МАЗУРЧИК
Фото предоставила Диана Колос