Кто из Минского района победил на республиканской олимпиаде
Заключительный этап республиканской олимпиады стал успешным для 10 учащихся Минского района. 9 ребят получили дипломы ІІ, ІІІ степени, а девятиклассник Сеницкой средней школы №2 Алексей Серченя получил похвальный лист. Разбирались, как этим талантливым школьникам удалось стать лучшими на уровне республики и кто учит такую выдающуюся молодежь.
От Боровлянской гимназии на заключительный этап олимпиады в конце марта поехали 11 учеников. Заветные дипломы завоевали пятеро: десятиклассницы Ярослава Шуманская и Мария Тихонович, одиннадцатиклассники Александра Зеленка, Станислав Каплунов и Алексей Клевко.
Такие разные, но одинаково целеустремленные
Ярослава Шуманская и Мария Тихонович занимаются углубленным изучением белорусского языка и литературы с 5-го класса. В прошлом году на республике у Ярославы был диплом І степени, Мария же вышла на этот этап впервые.
– Кожны год, кожны тыдзень, нічога не прапускаючы, яны займаліся падрыхтоўкай, – с гордостью отмечает учитель белорусского языка и литературы Анна Пацель.
По мнению девочек, не существует какого-то универсального рецепта успеха. «Вельмі важны ўклад педагога, падтрымка сям’і, аднак галоўнае – доўгачасовая праца. Калі ты на працягу тыдняў, месяцаў метадычна, па крупінцы набіраеш веды, усё гэта потым дапамагае», – рассуждает Ярослава.
Анна Мечиславовна преподает белорусский язык уже 35 лет, 12 из которых – в гимназии. По ее мнению, ребята должны знать и любить «родную мову».
Алексей Клевко совсем скоро станет абитуриентом. Он намерен использовать свою победу, чтобы поступить в БГУИР на программиста. Вот только завоевать это шанс было непросто. Республиканский этап олимпиады включает: 1-й день – теоретический, 2-й – практический. На решение четырех задач в каждый из дней дается по пять часов. Трудность состоит в том, что они исследовательского характера (методы, которые изучаются в школе, сложно применить). Все восемь задач решить удается единицам.
– Математикой занимаюсь с 5-го класса, но люблю вообще все точные науки, – говорит Алексей. – Я участвую не только в олимпиадах по математике, но и в турнирах. Они очень помогают решать исследовательские задачи.
С 7-го класса парня готовит к заданиям любого уровня сложности учитель математики Алла Шабан. В том числе разбирает с ним методы, которые не изучаются в рамках школьной программы. «Алексей умеет мыслить. Всегда готов помочь своим друзьям, членам команды. Поэтому ему все дается достаточно просто. На второй день олимпиады он вышел из аудитории и признался: «Я получаю удовольствие, решая задачи», – сказала Алла Брониславовна.
Потенциал в изучении географии у Станислава Каплунова в конце 7-го класса (сразу после его прихода в школу) заметила учитель-предметник Ирина Каурина. Во время прохождения этапов олимпиады она волновалась, наверное, больше самого парня. И, когда озвучили результаты, эмоции просто зашкаливали: «У меня и слезы радости были, и прыгала от счастья. Мои коллеги более опытные, они дольше работают, а у меня это первый олимпиадник, который достиг такого высокого уровня», – отметила Ирина Александровна.
– География – очень обширная наука, включающая в себя очень много направлений. Важны знания в области естественных наук: физические явления, химические процессы, биологические… Выучить все невозможно, значит, нужно как можно больше захватить информации, знаний, – рассуждает Станислав.
Александра Зеленка целенаправленно готовилась к олимпиаде по биологии. Но интересоваться предметом стала лишь с 9-го класса. Ее пример доказывает, что достичь высот можно за любой промежуток времени. Девушка готовится поступать в медуниверситет. Главный мотиватор – ее тетя, которая сейчас работает по распределению в поликлинике в Боровлянах.
– Александра имеет десятки по всем предметам, она может в любом направлении себя проявить. Ей уже предложили без экзаменов зачисление на факультет биотехнологий в БГУ, но пока она верна своей цели, – говорит учитель биологии Елена Пилецкая.
Для директора школы Валентины Виниченко, по ее словам, большое удовольствие работать с такими талантливыми учениками и учителями. «До того, как я стала директором, 12 лет работала заместителем и занималась олимпиадниками. Поэтому эта тема мне близка как никому другому», – признается Валентина Ивановна.
Школьник родом из Германии
Диплом ІІ степени по итогам олимпиады по немецкому языку взял учащийся Заславской средней школы №1 Артур Шпехт. Кем видит себя многократный дипломант и победитель различных предметных (и не только) олимпиад и конкурсов? Говорит, что пока не решил. Однако он твердо уверен в том, что будет приносить пользу стране.
– Если ученик уделяет особое внимание какой-то одной дисциплине, не сказывается ли это на усвоении других обязательных школьных предметов? – интересуемся у директора школы Елены Смотровой.
– Воспроизведу ответ Артура, – говорит Елена Валентиновна, – то, что он сказал учителям: «Помогать мне – это лишнее. Мои знания нужны в первую очередь мне самому». Он изучает предметы не просто ради оценки в дневнике, а ради знаний, чтобы потом ими сполна воспользоваться.
– Не только знание языков, вообще знания в любых сферах открывают перед человеком возможности для реализации. Если человек образован всесторонне, можно говорить об уровне его воспитания, моральной зрелости, – отмечает сам парень. – Знание языков важно как для нашей страны, так и для всего мира.
По мнению юноши, большой плюс в том, что он родился в Германии. Его предки – потомки немцев Поволжья, эмигрировавших из Советского Союза в Германию. Но в Германии в его семье русский язык, как и культура, были первичны. Немецкий стал частью повседневной жизни, когда Артур пошел в садик, затем в школу.
– Знание языка позволит мне работать в различных сферах на благо государства. Может, даже при посольстве, почему бы и нет? – предположил молодой человек.