Меню

Храм внутри многоэтажки: пообщались с настоятелем в преддверии Рождества

Фото: автора

Православное Рождество в Беларуси носит характер не только религиозного, но и государственного праздника, что не удивительно, ведь около половины населения нашей страны придерживаются православной веры. Рождество Христово имеет глубокую значимость для людей, объединяя их в вере, а также напоминая о важности духовных ценностей в жизни. Это время, когда они обращаются к Богу с молитвами и благодарностью, отмечая рождение Иисуса Христа как символ надежды и спасения. Верующие видят в этом празднике возможность обновления и преображения своей жизни, а настоятель прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы д. Копище иерей Дионисий Ковалев – великое торжество. 

– А все потому, что, согласно учению христианской церкви, в лице Иисуса Христа соединяются две природы: человеческая и божественная. Сам Бог, который сотворил весь мир, видимый и невидимый в образе младенца, является человечеству, чтобы испытать все земные страдания, умереть, а затем воскреснуть, чтобы даровать всем поверившим спасение. Поэтому мы не просто вспоминаем рождение Христа Девой Марией в Вифлееме. В этот день началась история спасения человечества, – начал беседу отец Дионисий.

Рассказы о Рождестве в Евангелиях от Матфея и от Луки не совпадают? Как все было на самом деле?

– О Рождестве Христовом действительно рассказывают два этих евангелиста, но на самом деле все очень просто: Матфей и Лука друг другу не противоречат, каждый из них рассказывает о разных событиях, которые произошли с Марией и Иосифом в разное время. Непосредственно о событии самого Рождества Христова говорит только Лука. Матфей же рассказывает о том, что Рождеству предшествовало, а потом о событиях, произошедших некоторое время спустя.

Как вычислили дату Рождества?

– По информации из Священного Писания. Вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай разные наставления. Одно из них касалось Скинии Завета (помещения, где хранились скрижали с Десятью Заповедями). При Скинии должны были постоянно находиться служители для чтения положенных молитв – священники. Так образовалось священство и богослужение. Священников разделили на 24 чреды (смены) по две недели служения. Священник Захария должен был служить восьмой, что выпадало на март-апрель. Плюс четыре месяца – и получается август. В начале служения Захарии, жена его Елисавета, уже зачала сына – Иоанна Предтечу. День зачатия Иоанна Крестителя празднуется 23 сентября. В Евангелии сказано, что Благая весть Деве Марии о рождении у Нее Сына Божьего произошла по прошествии шести месяцев от зачатия Предтечи. Мы получаем 25 марта – день, когда Церковь отмечает праздник Благовещения. Прибавляем к этому числу девять месяцев – и вот декабрь, месяц Рождества. А сама дата 25 декабря – условная дата Рождества Христова. Есть два предположения, что она установлена в день зимнего солнцестояния либо в «день рождения непобедимого солнца», который отмечался в этот день со времен римского императора Аврелиана в III веке. Православные христиане Рождество празднуют 7 января, а не 25 декабря, потому что Православная Церковь отмечает праздники по юлианскому календарю, а не по григорианскому. Сейчас григорианский календарь опережает юлианский на 13 дней.

 Что такое сочельник и как правильно его нужно встречать? Каждый год накануне праздника Рождества Христова, во всех православных храмах проходят ветхозаветные чтения  паремии. Откуда появилась такая традиция? В чем заключается ее смысл?

– Сочельник – день накануне Рождества Христова, 6 января. Название происходит от слова «сочиво» (кутья, коливо) – постное блюдо из размоченной в воде крупы с добавлением мака, меда и сухофруктов, которое едят после появления первой звезды. Под этим можно понимать как звезду в небе, так и свечу, которую выносят на середину храма после литургии и перед которой поется тропарь и кондак праздника Рождества. В сочельник служится особое богослужение, которое состоит из Великих (или Царских) часов, великой вечерни и литургии Василия Великого.

Во время этого богослужения прочитываются восемь рождественских паремий – отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. Паремия – по-гречески  «притча». Тексты раскрывают перед слушающими чудо рождения Мессии от Девы – Пресвятой Богородицы, месте его рождения – Вифлееме, чудесных событиях, связанных с этим праздником.

Когда человек приходит в храм на Рождество, что ему нужно сделать в первую очередь?

– Очень важно всем в этот день быть в храме, участвовать в общей молитве, соединяться с Христом через Таинство Причастия. И замечательно, если верующий встретит этот праздник, начиная с Божественной Литургии, и примет причастие телом и кровью Христовой. Самое главное – почувствовать духовность этого праздника и несколько дней попоститься. В таком случае пост будет по-настоящему постом, а не просто «диетой». И праздник Рождества обязательно начнется у каждого в сердце. И как в день пришествия Спасителя в Мир с ним не соединиться? Вечером обязательно посетить вечернюю литургию, такая служба служится только раз в год, послушать паремии, соборно помолиться едиными устами и единым сердцем.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

– Рождество Христово – это духовный праздник. И когда он касается наших сердец, то невозможно этим торжеством не делиться. Поздравить можно любого человека – верит он или не верит. Мы можем праведно провести этот день, поздравить знакомого и тем самым для него это будет «наша проповедь». Ведь не обязательно проповедовать словами – можно и делами, показывая на своем примере, как нужно встречать церковные праздники. Начинать поздравление необходимо с молитвы: «Господи, пошли нужные слова и пошли их в нужное русло в сердце человека».

Откуда взялся Дед Мороз и Святой Николай и кого из них должен ждать православный ребенок? Как донести смысл Рождества до детей и создать теплые семейные традиции?

– В первую очередь у нас есть Николай Чудотворец – святой заступник, добрый старец, который всегда выручает в беде, но он вовсе не сказочный, не фольклорный, а настоящее историческое лицо – архиепископ Мир Ликийских. 19 декабря мы празднуем память святителя Николая Чудотворца. С древности святой почитался как помощник морякам и путешественникам, купцам, несправедливо осужденным и детям. На Западе Святой Николай превратился в Санта-Клауса, раздающего праздничные подарки. Дед Мороз же – отдельная фольклорная традиция, но основывается на почитании Николая Чудотворца. В 1929 году в СССР официально запретили праздновать Рождество, но в канун 1936 года было решено возобновить елки, и появился Дед Мороз, прототипом которого стал рождественский дед. Поэтому нет ничего плохого в образе Деда Мороза. Можно отметить с ребенком и Новый год, и Рождество и рассказать о том, что Дед Мороз – это Святой Николай, человек, который жил на самом деле, и поведать о чудесах, которые он совершил.

Что хотите пожелать всем прихожанам и не только в Рождество?

– Чтобы по-настоящему в сердце и душе каждого из нас родился младенец Христос. Чтобы каждый поверил и почувствовал, что Бог любит нас. Что он делает все возможное, чтобы быть ближе любому человеку. И важно на этот жест любви отвечать тем же: становиться ближе к нему. Это мое главное пожелание! И тогда духовная радость будет в сердце и мир, и удовлетворение, и покой, и блаженство, и счастье.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59