Меню

Как специалист по социальной работе из Донбасса помогает недееспособным из Минского района

Фото: автора

25 декабря исполнилось ровно полгода, как в Территориальном центре социального обслуживания населения Минского района приступила к своим обязанностям специалист по социальной работе Анна Горбулина. Примечательно, что это еще и дата ее переезда в Беларусь из Донбасса. В то время как родной город Анны Горловку продолжают обстреливать, она помогает недееспособным из Минского района обрести защиту со стороны белорусского государства.  

На родине Анна Горбулина работала в пенсионном фонде. С 2005 года она прошла путь от специалиста до начальника отдела.

– После переезда я понимала, что в Беларуси в прежнюю сферу не попаду, но оказалась в очень близкой ей. То же живое общение с людьми, та же забота о них, защита прав. Я была готова к абсолютно любой работе, поэтому разместила резюме. Елена Тиганина (директор ТЦСОН Минского района-Авт.) чудным образом меня выделила среди других и пригласила на собеседование, – рассказала Анна свою историю.

Во время первых выездов Анну сопровождали юрисконсульт и коллеги – чтобы она смогла войти в курс дела и набраться опыта. Ее главная задача сегодня – защита прав и законных интересов людей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также защита имущественных и неимущественных прав граждан, признанных судом недееспособными. Под эту категорию подпадают жители пристоличья с психическими расстройствами, которые не могут понимать значения своих действий или руководить ими, например люди после инсульта или с деменцией. У них обязательно должны быть законные представители их интересов – опекуны.  

– Как правило, опекунами выступают родственники, которые и до признания человека недееспособным приезжали, помогали ему. Но важно, чтобы все было юридически грамотно  оформлено. Мы должны проследить, чтобы в определенные сроки этот недееспособный был устроен, его жизни и здоровью ничего не угрожало. Также нам нужно сохранить его имущество – бывают случаи отчуждения, дарения, ведь ситуацией  могут воспользоваться в корыстных целях злоумышленники, – объясняет Анна.  

После того, как назначается опекун, в течение года соцработники выезжают по месту проживания подопечного, чтобы проверить исполнение опекунских обязанностей. Редко, но встречаются и нарушения

В большинстве случаев опекуны уходят с основного места работы и все время посвящают подопечному. На сегодняшний день 198 человек проживают на дому с опекунами. К слову, в Минском районе есть опекуны, которые имеют не одного подопечного. Анна Горбулина оформляла целую семью: молодая женщина взяла опеку над матерью и над братом, притом у нее под опекой есть еще несовершеннолетняя девочка.   

Нам стало интересно, какие черты отличают опекунов от других людей. Немного подумав, Анна перечислила: доброта и ответственность. Иногда у них очень грустные и уставшие глаза. И это неудивительно: им приходится тяжело. Одно дело, когда человек физически не может себя обслуживать, но он хотя бы говорит. Есть люди, признанные недееспособными из-за проблем с психикой, – за ними нужен круглосуточный контроль.  

– Наши опекуны не сдаются. Они терпеливые, выносливые, но им очень тяжело. Многие не понимают, какой это тяжелый и ответственный труд –  ежедневное проживание и уход за недееспособным человеком, – отмечает специалист.

Всего в пристоличье на учете состоят 852 человека, из них 832 – недееспособные, 20 – ограниченно дееспособные

– Ограниченно дееспособные – граждане, которые проживают в семье, но злоупотребляют алкоголем, наркотиками или психотропными веществами. Обычно это мужчины и женщины 30–50 лет, имеют семью, злоупотребляют, и при этом работают или получают пенсию. Но деньги, которые, по идее, должны расходоваться на семью, спускают на свои личные нужды, – поясняет собеседница. – Судом эти люди ограничены в части получения и распоряжения деньгами. Их получает попечитель, распоряжается для блага семьи и ограниченно дееспособного.

Важна социализация

Более 630 человек – недееспособные, которые проживают в психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов №1. Опекуном над такими является директор. У большинства постояльцев есть родственники, которые их навещают, балуют вкусной едой, привозят одежду и лекарства. Условия жизни таких людей социальные работники также обследуют.

Примечательно, что есть даже случаи, когда после нахождения в доме-интернате по решению суда человека восстанавливали в дееспособности. Социальный работник подчеркивает: это зависит от заболевания. «Такое было в моей практике. Женщину выписали, и она вошла в новую жизнь. Общение в кругу похожих друг на друга людей очень важно», – отмечает Анна.  

Опекуны и попечители могут быть освобождены от обязанностей по состоянию здоровья либо в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей. «Еще – при смене жизненных обстоятельств. Например, дочь оформила попечительство над своей матерью, со временем создала свою семью, у нее родился ребенок. Воспитание ребенка и попечительство совмещать стало трудно, поэтому все заботы на себя взяла ее сестра», – рассказывает работник ТЦСОН.

Знакомство с районом

– Наш Минский район – как маленькая страна, поэтому важно правильно и результативно организовать маршрут для проведения обследования условий проживания подопечных. Я очень люблю выезды, потому что вдоль трассы лес – это очень красиво! У нас в Горловке вокруг – терриконы (небольшие искусственные горы пустых пород, извлеченных из шахт. – Прим.). Поэтому в пристоличье я наслаждаюсь природой.    

Более детально познакомиться с местностью пока не вышло – после переезда в Беларусь нужно было освоиться, и работа занимала у Анны большую часть времени. Зато вместе с родными она успела посетить мемориальный комплекс «Хатынь».

– Мы под впечатлением. Побывали в музее – попали в момент, когда транслировались документальные кадры, а маленькая девочка рассказывала о том, как ее разлучили с семьей. Летели самолеты, бомбы. В нашем случае это все свежо, потому что мы это в реальности пережили, для нас это было эмоциональнее вдвойне.

Напоследок поинтересовались, какое событие стало той точкой, когда Анна бесповоротно решила переехать в Беларусь.

– Когда в июне 2022 года погиб мой муж (он добровольно пошел оборонять город), я не думала, что когда-то уеду из Горловки. Обстрелы усиливались, потому что наш город окружен линией фронта с трех сторон – она в 2,5–3 километрах. Место моей работы находилось ближе к линии фронта. Привыкнуть к этому невозможно, но там же наш дом, наше жилье, наша работа… – еле сдерживая слезы, рассказывает Анна. – Последний обстрел стал последней каплей. Была суббота. Достаточно тихий день. Бои ни на минуту не прекращаются, но они были еле слышны на окраине. Моя дочь попросила разрешения пойти погулять с одноклассниками. Мы это разрешали крайне редко, но понимали, что жизнь продолжается, им хочется общения, поэтому я отпустила. И через час начался обстрел нашего микрорайона. За столько лет по звуку мы научились определять, какой снаряд и куда летит – я поняла, что ракеты летят на нас, это чувствуешь нутром. Они прилетели в наш «квадрат». Посыпались стекла, посуда, в квартиру дома напротив было прямое попадание, начался пожар… Ракеты летят, а на улице мой ребенок. Я не могла сдвинуться с места, и просто просила Бога, чтобы он ее сохранил. К счастью, взрослые их успели спрятать в подвал…

Уже через несколько дней Анна, ее мама и 15-летняя дочь оказались в нашей стране у своих родных. Другие родственники живут в Донбассе по сей день.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59