По ту сторону автолавки. Как мы съездили в магазине на колесах в Стукатичи и Мариполь
В Минском районе курсируют 6 автомагазинов, которые обслуживают 28 населенных пунктов, а это порядка 3500 жителей. Наш корреспондент проехала по маршруту автолавки №9.
График маршрутов составляется таким образом, чтобы охватить как можно больше деревень, которые не обслуживаются стационарными магазинами. Летом направлений больше за счет садовых товариществ.
– А люди не жалуются, что автолавка редко приезжает? – уточняем у заместителя начальника отдела торговли и услуг Минского райисполкома Ольги Мацукевич.
– В среднем автолавка приезжает в одну и ту же деревню по два раза в неделю. Если численность населения большая, от 100 человек и выше, – тогда по три. Такого количества маршрутов вполне достаточно для обеспечения населения товарами первой необходимости, – рассказала собеседница.
Знакомимся с сегодняшним экипажем магазина на колесах – водителем Александром Калугиным и продавцом Егором Котовым. В торговле они работают уже не первый год. Говорят, за это время очень подружились. Действует принцип взаимозаменяемости. Если кто-то заболел или ушел в отпуск, выходят на смену вместо него. Например, на этой неделе Егор Котов заменяет продавца Анастасию Климович.
Начинается рабочий день…
…в 8.00 с обязательного медосмотра. Как Егора, так и Александра врач расспрашивает о самочувствии, измеряет давление и температуру, проверяет на алкотестере. Если здоровье в норме, на машине направляются к распределительным складам, запасаются необходимыми продуктами.
Возят молоко, соки, напитки, и бакалею, и крупы – в общем, ассортимент на любой вкус. Также есть фрукты и овощи, мороженое. Каждая позиция выверяется по списку. Иногда в него добавляются товары, которые доставляются сельчанам под заказ.
– К примеру, не так давно одна местная жительница попросила привезти землю для рассады цветов. Нам важно обслужить каждого покупателя, поэтому даже такие специфические заказы принимаем, – отмечает Ольга Мацукевич.
– И это еще что! Однажды я даже продал шифер, – вспоминает Егор Котов.
Автолавку встречают с радостью, как подарки на Новый год
Во вторник маршрут охватывает 10 деревень Щомыслицкого (1), Самохваловичского (4) и Крупицкого (5) сельсоветов. На получение товара в райцентре уходит около 45 минут, и в 10.40, по графику, мы выезжаем в Атолино – покупатели ждут!
Даже если в деревне проживает всего 10 человек, из которых потенциальных покупателей всего один-два, экипаж автолавки терпеливо ждет, чтобы люди смогли совершить покупку.
Первая остановка – деревня Стукатичи, что в пяти километрах от райцентра. Состояние дороги здесь оставляет желать лучшего – ямы и неровности. Летом – грязь и пыль, что значительно ухудшает видимость. Осенью и зимой – мокрые опавшие листья и снег, дорога становится скользкой, будто по катку едешь. Но Александр Калугин не жалуется. «У природы нет плохой погоды. Что дождь, что зной – работа идет полным ходом», – утверждает наш герой.
– Но ведь бывает, что, к примеру, поломалось авто на дороге? Как сообщить людям, что вы задерживаетесь? — интересуемся у водителя.
– У каждого водителя и продавца есть номер телефона либо старосты деревни, либо одного из местных жителей. Если на улице сильный ветер и снег, как сегодня, и мы боимся опоздать, заранее сообщаем, чтобы люди не мерзли на улице и собирались на точке чуть позже.
Автолавки оборудованы системой GPS-навигации, что позволяет сотрудникам отдела торговли и услуг в режиме реального времени видеть, где находится экипаж, сколько времени у них уходит на погрузку товаров, все ли населенные пункты они охватили за день и сколько времени в целом проводят в пути.
Приезжаем в Стукатичи. Магазин на колесах подает громкий сигнал – чтобы оповестить всех, скорее для подстраховки: Александр четко следует расписанию. Пару секунд – и перед окошком выстраивается очередь. По словам Егора Котова, большинство покупателей – пенсионеры. В основном приобретают стандартный продуктовый набор. «Допустим, «литровик» молока, сметану (жирностью не более 20%), хлеб «кирпич» и полкило колбасы без сала. За годы работы уже успел выучить», – рассказывает продавец.
Расплачиваются, как правило, наличкой. Но можно и по терминалу, с помощью банковской карточки. Этой услугой пользуются дачники, которые приезжают на сезон.
– Холодно же, не фотографируйте, – просит женщина с сыном.
Они взяли пачку печенья, хлеб и сдобу. Видимо, есть возможность заехать в близлежащий магазин на машине.
– А Настенька где наша? Когда выйдет? – спрашивает пенсионерка у собравшихся. Сельчане всех продавцов знают по имени и любят, как родных.
К покупателям – с душой
Остановившись в трех точках (в деревнях есть люди с инвалидностью, поэтому водитель подъезжает поближе к их дому), автолавка направляется в следующую деревню.
На очереди – Мариполь. Здесь одни берут «молочку» и сладости, другие – сигареты и кильку в масле как закуску к выпивке. Сельчане, пока стоят в очереди, обмениваются новостями.
Вот женщина просит у продавца мягкий корм в пакетиках для четвероногих.
– А булочки к чаю? Возьмите, мягенькие, – протягивает покупательнице пакет со сдобой Егор.
Как рассказал Александр, женщина с детства инвалид, человек с добрым сердцем. Дома у нее 20 котов, за которыми она ухаживает, кормит. А про себя забывает. «Вот, напоминаем», – объясняет водитель автолавки.
Все покупатели довольны, можно двигаться дальше. Осталось объехать 8 деревень. Последнюю из них, Вишневку, автолавка покидает после 15.00. Получается, рабочий день у экипажа магазина на колесах около 7–8 часов, а то и больше (в зависимости от маршрута).
Однако, несмотря на усталость, они всегда аккуратны, внимательны и доброжелательны. Спрашиваем о профессиональных секретах. Егор отвечает: «Главное — правильно настроиться. С улыбкой на лице любое дело в радость. Особенно наше. Ведь мы общаемся с людьми, столько разных интересных историй можем рассказать! А еще важно критическое мышление. Все это в совокупности и «работает».
Текст: Яна ВАСЬКОВА
Фото: Яна ВАСЬКОВА