Такого вы точно не видели! Крупицкий фотограф Виктор Пинчук сохранил на пленке Минский район 1950-х годов
Принято считать, что дом – это место, где тебя любят и ждут, где живут твои родные. Они выглядывают в окошко, чтобы узнать, где же ты идешь. Раньше так было и в жизни удивительного человек из Крупицы Виктора Пинчука. С рождения в доме по улице Колхозная жил он с отцом, матерью. А теперь только портреты их смотрят на сына, которому в июле исполнилось 85.
Вы можете знать Виктора Константиновича через его работы – фотографии выставляют на районных праздниках, они украшают холлы мероприятий, перенося зрителей в далекое прошлое. Во времена, когда люди не отравляли стикеры в мессенджерах, чтобы проявить чувства, а писали письма от руки или говорили по стационарному телефону. Тогда и эмоции были, кажется, более искренними, и книги было сложно достать, а еще был Советский Союз, и, как выражается Виктор Пинчук, была возможность свободно путешествовать по своей большой стране.
Дом жителя Крупицы вы не спутаете ни с чьим другим, даже если зайдете, а там будет очень темно: в гостиной большущий шкаф с отсеками для пленки, на полу и полках – распечатанные и с любовью вставленные в рамки фотографии родственников Виктора Пинчука. Сам он, кстати, за всю жизнь и копейки за работу не взял, все снимал ради удовольствия.
– Я пачаў займацца фатаграфіей у чэрвені 1951 года, калі перашоў у 8-ы клас. Настаўніку па матэматыке трэба было выкладаць штосьці акрамя гэтага прадмета. Ён прапанаваў арганізаваць фатаграфічны кружок, але ж тады не было фотаапаратаў, таму ён рабіў табліцы: як вытрымку вылічаць, які час дня, якое асветленне і гэтак далей, – рассказывает Виктор Константинович. – Я папрасіў бацьку купіць мне фатапарат. Думаў, ён мне купіць «Любитель», а ён з Мінска прывез «ФЭД»! Каб яго набыць, ён прадаваў яблыкі, якіх шмат было ў нашым садзе.
Врачебная практика длинною в жизнь
Родители Виктора хотели, чтобы их сын стал врачом, и он этому не стал сопротивляться. 5 лет обучения на лечфаке в мединституте пролетели незаметно, а распределение по тем временам «выбил» он шикарное – в Минском районе.
– Папасць у Мінскі раён было тое самае, як папасць на Ленінскі праспект – немагчыма, таму што размеркаванне было дажа па Саюзу. Мне сказалі паязждаць на северную железную дарогу, але ў 1931 годзе маю радню адправілі ў высылку пад Архангельск. Дык вот туды паслалі і мяне. Я тады жёстка сказаў: «На Северный полюс я хоть теперь поеду, а на северную железную дорогу – нет». «А куда ты хочешь?» – справшивают. «У Мінскі раён», – вспоминает собеседник.
Его карьера началась в больнице в деревне Обчак, после чего он 4 года помогал людям в разных учреждениях здравоохранения пристоличья
Виктор даже подумывал пойти работать в судмедэкспертизу, но в итоге стал психиатром, и долгие годы трудился в Новинках. За плечами врача – 46 лет практики, последние 25 лет он работал преподавателем.
Карпаты в сердце навсегда
Со студенческих времен жизнь Виктора Пинчука была наполнена многими видами туризма. 11 отпусков он даже провел в Средней Азии.
– Усе жыццё ў мяне было такое адчуванне – ўсяму здзіўляцца, гэта вельмі важная якасць… Я здзейсніў сваю мару, стаў падарожнікам, – объясняет собеседник. – Турызму аддаў 36 лет: пешаходнаму, горнаму, лыжнаму, веласіпеднаму. Тады мне стала блізка пейзажная фотаграфія. Таксама вакол было многа турыстаў і турыстак, тады я шмат рабіў партрэтных здымкаў, гэта была добрая практыка.
Сегодня для Виктора Пинчука, как он сам выразился, самые лучшие места на земном шаре – Крупица и Минск. «Сталіца для мяне – гэта культаралагічны аспект. Прадукты мяне там не цікавіць. Я пастаянна наведваю самыя розныя выставы».
В конце нашей беседы фотограф вспомнил: сестра вечно, не со злости, но все же, попрекала брата тем, что как только он приезжал домой, вечно бегал под ногами с камерой. Снимал все подряд, но больше всего, конечно, родителей. Сейчас же эти кадры помогают ему возвращаться в прошлое, видеть тех, кого уже давно нет рядом в живых, и это Виктор Пинчук ценит больше всего.
Предлагаем вам увидеть больше кадров легендарного фотографа из Крупицы.
Текст: Елизавета МАЗУРЧИК
Фото автора; из архива собеседника