Кинокритик из Лесковки рассказала, как для просмотра выбрать достойный фильм
Поход в кинотеатр или вечерний просмотр фильма стали для нас приятным досугом. Выбирая картину, мы смотрим оценки и читаем отзывы, но за каждой рецензией стоит человек, со своим мировоззрением, опытом и багажом знаний. Кто они, эти люди, чье мнение влияет на наш выбор? Мы познакомились с Яниной Верховинец – дипломированным киноведом. Девушка приоткрыла нам тайны профессии, рассказала о критериях хорошего кино и о том, как же кинокритики формируют свое мнение.
Путь в мир кино
Тяга к искусству у Янины появилась еще в детстве. Родители с ранних лет прививали любовь к театру, каждые выходные они ходили на различные постановки – от балета до оперетты:
– Помню свой неописуемый восторг от торжественности зала, красоты костюмов, грациозности и таланта актеров на сцене – это действительно была любовь с первого взгляда, длиною в целую жизнь.
Дома ее было не оторвать от книг, детское воображение рисовало целые миры, в которые она погружалась с головой. Вероятно, такая совокупность увлечений стала фундаментом для будущей профессии.
Перед поступлением в театральный университет Янина училась на филолога, но быстро поняла, что ей хочется чего-то большего. Именно тогда и случился переломный момент – девушка посмотрела фильм Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» и решила, что хочет знакомить людей с картинами, которые могут быть не просто вариантом приятного досуга, но и формировать мировоззрение, а иногда даже менять жизнь (как и случилось с Яниной!). Но обо все по порядку.
Как проходит обучение?
Девушка рассказывает, что обучение в театральном – удивительный и незабываемый опыт, возможность получать знания от заслуженных деятелей культуры и искусства, за плечами которых колоссальный бэкрауд кинофестивалей, съемок, работы с поистине легендарными режиссёрами и актёрами.
Формат лекций отличается от большинства вузов: студенты смотрят и обсуждают огромное количество знаменитых лент, пишут рецензии на курсовые фильмы коллег-студентов, посещают киностудии и изучают все процессы создания кино изнутри.
– Самыми интересными дисциплинами я считаю «тонкости работы режиссера с актером», «музыку в кино», «основы монтажа» и конечно главную для киноведа дисциплину – «мастерство кинокритики». Бонусом к учебному процессу мы имели возможность посещать громкие кинопремьеры и гастрольные постановки лучших театров, а это подразумевало встречи со звездами кино, – говорит собеседница.
Самое неизгладимое впечатление на девушку произвела встреча с Олегом Табаковым – настоящей легендой, на чьих фильмах она выросла
Фильм, который изменил отношение к кино
Лет в 12 Янина посмотрела фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Тогда она многое не поняла, но эта работа буквально перевернула ее восприятие кинематографа:
– Финальная сцена с непревзойденным Олегом Меньшиковым в кадре неделю не выходила из головы, и в тот момент пришло осознание, что кино обладает какой-то невероятной силой, способной достичь самого сердца и остаться в нем навсегда.
После этого девушка не единожды пересматривала эту картину в разные промежутки жизни, и каждый раз восприятие обрастало новыми гранями, мыслями и глубиной. Но одно осталось неизменным: она бесконечно влюблена в этот фильм и это чувство с ней уже навсегда.
Про объективность, критерии хорошего кино и самый «живучий» жанр
Янина признается, что быть объективной – это самое сложное в работе кинокритика:
– Поначалу я старалась вести блог, опираясь на полученные теоретические знания, разбирать фильмы до мельчайших деталей, использовать профессиональные термины. Но со временем поняла, что читателям интересно видеть не только серьезную критику, но и живые эмоции человека.
После этого инсайта девушка изменила формат блога, перестала стесняться своей эмоциональности, и такой подход сразу нашел отклик среди подписчиков – люди стали делиться мнениями и не боясь дискутировать с автором.
Кстати, для Янины самый сложный жанр для критики – авторское кино. Такие фильмы сложно оценить, ведь важен не только профессионализм, но и мировосприятие, способность видеть символизм. Иногда даже сам автор не знает, что хотел сказать, а для критика начинаются мучительные поиски сакрального смысла там, где его попросту нет.
Что касается критериев качественной картины, то девушка объясняет, что хорошее кино должно побуждать к размышлениям, мотивировать, вызывать эмоции, даже если они отрицательные
Оно должно быть настоящим, стимулировать мозг, протягивать невидимую нить между автором и зрителем. Такое кино остается в памяти, не вызывая сожалений о потраченном времени. Если же фильм ничего из себя не представляет, то мы, как потребители такого продукта, всегда заметим фальшь. Вот почему иногда картины с весьма скромными бюджетами становятся классикой, в то время как дорогостоящие блокбастеры с треском проваливаются в прокате.
При этом Янина признается, что испытывает слабость к фильмам ужасов, при этом отдавая себе отчет, что большинство из них – пустышки и бессмысленная трата времени:
– Заниматься анализом подобного кино нет никакого смысла, это не более чем аттракцион для любителей пощекотать нервишки. Но несмотря на это я всегда отслеживаю новинки и держу руку на пульсе, если выходит очередной ужастик.
А вот самым «живучим» жанром девушка выделяет драму, ведь ей присущ широкий диапазон эмоций. В драматическом фильме можно влюбиться, расстаться, улыбнуться или погрустить, принять жизненно важное решение, совершить значимый поступок, разочароваться или вдохновиться. В драме больше вариативности, каждый зритель найдёт в этом жанре что-то свое, потому он универсален.
Отсутствие фантазии или свежий взгляд
«Раньше было лучше» – фраза, которую мы слышим от представителей старшего поколения в адрес современной культуры. Но ведь сейчас появилось огромное количество ремейков на культовые произведения мировой классики. Решили спросить у профессионала ее отношение к таким новшествам:
– Честно говоря, отношение двойственное. В современном кинематографе проблема заключается в том, что многие режиссеры выпускают ремейки не для того, чтобы представить свежий взгляд, а из-за банального отсутствия новых идей. Но есть и приятные исключения, разумеется. И если перезапуск делается не только для прибыли, но и демонстрирует талант постановщика, то я только приветствую такой подход.
Янина привела в пример фильм «Дюна» Дени Вильнева, где, по словам кинокритика, сразу ощущается масштаб режиссерского гения, основанный на высочайшем профессионализме и таланте автора, взявшегося за новую экранизацию одного из самых культовых научно-фантастических романов 20-го века.
Что посмотреть?
Мы спросили у Янины, какой фильм она бы хотела посмотреть впервые снова, чтобы ощутить те же эмоции? Ответ на этот вопрос был однозначным – фильм Джеймса Кэмерона «Титаник».
– Мне посчастливилось попасть на сеанс в далеком 1997 году, на второй день мировой премьеры. И так сложилось, что это также был мой первый поход в кинотеатр. Свои эмоции помню до сих пор, и они ничуть не изменились с того момента. К 20-летию фильма в Минске состоялся показ «Титаника» в формате 3D, в зале собрались самые разные поколения зрителей – плакали все. Быть причастной к такому знаковому событию – огромная радость и воспоминания на всю жизнь, – рассказывает собеседница.
Также Янина назвала три фильма, которые, по ее мнению, должен посмотреть каждый: «Побег из Шоушенка», «Список Шиндлера», «Ла-Ла Лэнд».