Как проходила пасхальная служба в костеле Пресвятой Девы Марии в Заславле
В канун Пасхи в храмах проходят особенные богослужения и службы, в которых вспоминаются события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Во время них читаются отрывки из Евангелия о Его страданиях и крестной смерти. Мы посетили одну из служб – в костеле Рождества Пресвятой Девы Марии в Заславле – и пообщались с пришедшими на праздник жителями города и не только, чтобы узнать, что для них означает Пасха и как они привыкли к ней готовиться.
В костелах проводится обряд возрождения огня, как символа воскрешение Христа из мертвых и начавшего новую жизнь, которую Он приносит верующим. Этот обряд проводится на улице рядом с храмом, где ксендз благословляет огонь, который затем используется для освящения пасхальной свечи – символа Христа, Света мира.
От такой пасхальной свечи, которая вносится в храм, верующие зажигают свои свечи, символизируя распространение света Христа по всему миру. Этот обряд напоминает верующим о победе Христа над тьмой и смертью, а также о возможности новой жизни и спасения благодаря Его жертве и воскресению.
Для заславчанок Марии и Екатерины пост, причастие, вера – неотъемлемая часть жизни: «Традиция освящения пасхальной корзинки приходит через веру. И вера – первоначальна. С детства. С первой исповеди».
– Тогда костел здесь еще не работал. Все религиозные таинства совершались в бывшем здании райпо, которое стояло напротив полуразрушенного храма. В том незамысловатом помещении и происходило осознанное посвящение себя Богу, – рассказывает Мария. – Меня бабушка впервые привела «до костёла». Тогда еще польский ксендз у нас проводил службы. Он и готовил детей к первой исповеди.
– Мы еще помним, как в городе религиозные процессии проходили, красиво было, торжественно! – вспоминает Екатерина. – А Пасха для нас – это большой праздник. Это верховенство Жизни над Смертью.
На богослужение в Великую субботу в костел Валерия и Виктор приехали из Минска. Валерия – заславчанка, Виктор – житель столицы. Обоим здесь приятно находиться, особенно в такой важный для всех верующих день. Как и для многих присутствующих, нахождение в храме на пасхальной службе – это, прежде всего, зов души.
– Традиция освящения снеди к праздничному столу, конечно, вторична. Но для нас это как один из непременных атрибутов Пасхи, усиливающих праздник, как его символ!
Что значит вера в жизни прихожан костела, мы узнали и у Павла Рака. Павел и его жена Ксения – многодетные родители. В большой семье вера и воспитание детей через веру проходит на примере самих родителей. Через свои поступки, слова и отношения друг к другу, участие в богослужениях в костеле вместе с детьми.
– Рыхтаванне да Пасхі – гэта лад жыцця. Гэта не павіна, гэта патрэба. Мы не можам уявіць сваё жыццё без Бога, без хрысцінскай супольнасці. Таксама стараемся прывучаць з жонкай Ксеніяй да такіх традыцый і нашых дзетак: сына Яна і дачушак Агнешку, Міхаліну і Францішку.
Пасха ў нас пачынаецца з пачаткам Вялікага паста. У гэты час мы выбіраем сабе нейкія абмежаванні. Дзяцей таксама заахвочваем нечым «ахвяраваць». Напрыклад, менш ужываць розных слодычаў, менш глядзець мульцікаў і бавіць час за тэлефонамі. І зразумела, што дзеці бяруць праклад ад нас, сваіх бацькоў. На самой справе і мы, дарослыя, паспрабаваўшы ад нечага такога адмовіцца, разумеем, наколькі ўжо залежым ад сваіх звычак. Паспрабуйце абмяжаваць сябе на тыдзень-другі ад тэлефона. Ці атрымаецца ў вас гэта?! Таму я магу з упэўненасцю магу казаць, што такія практыкі, асабліва дзяцей, шмат чаму вучаць. У тым ліку фарміраваць характар.
Здесь нужно добавить, что и Павел, и его сын двенадцатилетний Иоанн, являются министрантами алтаря (как и некоторые другие прихожане). Это привилегия мужчин в церкви прислуживать при алтаре, служить Богу, прислуживать ксендзу, заботясь о красоте литургии. Помогать священнику не только во время Евхаристии, но и других литургических обрядах и богослужениях, среди которых на первом месте таинства.
Также прихожане самостоятельно содержат храм в чистоте, заботясь о нем. Существует график дежурств для уборки как в костеле, так и вокруг него.
– Найбольш строгія дні паста, – продолажает Павел, – гэта Трыдуум Пасхальны: Вялікія чацвер, пятніца і субота. Перад тым, як у суботу ноччу адбудзеецца самая доўгачаканая падзея – Змёртвыхпаўстанне Пана, Збаўцы.
Я раблю акцэнт на свята Пасхі менавіта як на рэлігійнае, духоўнае. Гэта першаснае для нас. Пасля ўжо ідуць традыцыі пасхальнага стала, фарбаваныя яйкі, соль, хлеб, печыва, мясныя пачастункі, хрэн! Усё тое, што дапаўняе атмасферу вялікага свята. Так выхоўвалі нас бацькі: жонку ў Салігорску, мяне ў Лідзе. Мы шчыра іх дзякуем за такую добрую навуку. Такіх традыцый прытрымліваемся ў сям’і і мы. Адно, што магу дадаць, што бацькоўская праца нялёгкая! І маючы шматгадовы досвед, скажу, што як па мне, то хлопчыкаў гадаваць прасцей, чым дзяўчынак.
Усіх веруючых, хто ў гэтыя дні радуецца разам з намі і ўсклікае «Хрыстос Ўваскрос – Сапраўды Ўваскрос», віншую з вялікім святам! Няхай з яго прыходам жыццё зменіцца да лепшага.
Свое поздравление всем католикам Минского района адресовал и настоятель костела Рождества Пресвятой Девы Марии Антоний Климантович:
– Сёння неверагодная колькасць людзей у свеце адзначае самае вялікае свята хрысціянства з мёртвых паўстання Пана. Тое Святло, якое прыйшло на зямлю, як маленькае дзіцятка. Якое ўзрастала, навучала, закладвала нашыя храмы, памірала на крыжы. Яно сёння ўваскрэла.
З гэтай нагоды, з гэтай вялікай радасці хацелася б павіншаваць усіх католікаў, усіх веруючых, усіх парафіянаў, усіх тых, хто сёння адзначае гэту ўрачыстасць. Усіх людзей добрай волі і пажадаць, каб Хрыстос, які ўваскрос, перамагаючы жыццём смерць, дабром – зло, любоўю нянавісць, каб перамяніў нас усіх на любячых, прабачаючых паводле Свайго Сэрца, напоўненага любоўю.
Няхай у кожную сям’ю прыйдзе Хрыстовы супакой. Няхай у кожнай краіне і між краінамі наступіць паяднанне. А тая радасць, якая сёння абвяшчаецца Анёламі, гучным спевам “Аллелюйя”, вядзе нас праз усё жыццё! Хрыстос Уваскрос! Сапраўды Ўваскрос!