О чем говорили на итоговой коллегии по образованию в Колодищах

В Колодищанской школе №2 подвели итоги прошлого года и обозначили основные задачи на текущий. В рамках пленарного заседания состоялось методическое мероприятие «Форсайт-экспертиза»: «Новые формы эффективной работы». Особое внимание участники коллегии заострили на основные направления образовательного процесса.

46 учреждений образования Минского района представили на экспертизу по одной педагогической разработке. Это, в частности, программы, планы работы и исследовательские проекты.

Начальник управления по образованию Минского райисполкома Людмила Лукша поблагодарила каждого за участие в значимом для пристоличья фестивале педагогических разработок.

– Я рада, что та инициатива, которая была предложена управлением по образованию в 2021 году, до сих пор живет и активно развивается. Разработки, признанные лучшими, будут включены в образовательный процесс в школах и садах Минского района, – подчеркнула Людмила Константиновна.

Форсайт-экспертиза ориентирована на развитие творческой деятельности по обновлению содержания обучения и воспитания, а также рост профессионального мастерства педагогов

Перед экспертами стояла непростая задача – отдать предпочтение 5 лучшим разработкам. Участники мероприятия представили методические кейсы, которыми смогут пользоваться как педагоги, так и учащиеся, а также комплексы дидактических занятий для внешкольных занятий. 

Виртуальной музейной экспозицией «Историческая память глазами белорусских художников» похвастались представители школы №1 д. Копище. С помощью VR-очков любой желающий сможет увидеть репродукции известных художников прямиком из Национального художественного музея.

– Нажав на кнопку пульта, зритель видит и слышит историю картин и их создателей, которую рассказывают наши учащиеся. А для того, чтобы сделать процесс еще увлекательнее, в конце встречи с экскурсоводами запланирован и небольшой квест в интерактивной форме, –поделилась учитель истории и руководитель школьного музея школы №1 д. Копище Юлия Мазуркевич.

Юлия Сергеевна отметила, что на создание одной такой виртуальной комнаты уходит несколько месяцев. Пока в коллекции имеются только истории творческого пути и становления лишь двух знаменитых художников – Михаила Савицкого и Марка Шагала – однако такой подход к изложению материала дал свои плоды.

– Дети относятся к таком уроку сначала с легким пренебрежением, а по окончанию остаются под большим впечатлением. Через картины школьники узнают историю страны и ход Великой Отечественной войны. В интерактивной форме мы воспитываем в детях патриотизм, –рассказывает Юлия Мазуркевич.

Новосельский детский сад же представил экспертам план мероприятий, в которых задействованы не только воспитанники, но и их родители. В учреждении функционирует родительский клуб «Вясёлка», который принимает участие в мастер-классах по созданию вытинанки, росписи и многих других видах рукоделия.

– Как только родители включаются в образовательный процесс, их не остановить. Все мероприятия, которые мы проводим в саду, направлены на то, чтобы белорусские традиции жили не только в стенах учреждения, но и дома у детей, – рассказывает музыкальный руководитель Татьяна Глебик.

Колодищанская школа №2 и Боровлянская школа №3 презентовали совместный проект, который направлен на формирование партнерских отношений внутри семьи и здорового образа жизни. 

– У нас есть уникальные авторские программы тренировок для детей и их родителей, а занятия проводят именитые спортсмены, такие как Игорь Сигневич, Максим Недосеков. Это здорово, не банально, а главное – бесплатно, – рассказала директор Боровлянской школы №3 Анна Королевич.

Помимо форсайт-экспертизы в стенах Колодищанской школы №2 прошел презентариум «Из опыта работы по организации проектно-исследовательской деятельности». Педагоги рассказали своим коллегам о популяризации интерактивных форм образования, развитии творческих способностей у детей, формировании основ финансовой грамотности.

О задачах на новый учебный год

Как отметила Людмила Лукша, сегодня особое внимание уделяется формированию патриотизма и национального самосознания у подрастающего поколения. В 2022 году тесное взаимодействие и сотрудничество с воинскими частями, а также с ветеранскими организациями дало старт развитию областным, районным и школьным военно-патриотическим клубам и проведению исследовательской деятельности в Минском районе.

В пристоличье действует 9 ВПК с охватом 426 учащихся из 22 школ района. В 19 школах до сих пор не созданы такое объединения

– Важно понимать, что создавать ВПК только для того, чтобы они были, не стоит. Военно-патриотические клубы должны в буквальном смысле жить своим делом, поэтому руководство школ обязано тщательно продумывать концепцию создания, – подчеркнула Людмила Лукша.

В сравнении с предыдущим годом на 1,7% вырос процент охвата детей и молодежи дополнительным образованием и составил 43%. В текущем учебном году была организована работа более 500 объединений по интересам, в которых заниматься 11,5 тысяч человек.

– Показатель очень низкий, актуальным остается вопрос кадрового состава руководителей объединений, поскольку большинство не в полной мере осуществляют контроль за работой каждого объединения, – отметила Людмила Константиновна.

В новом учебном году учреждения образования должны обеспечить разноплановость объединений по интересам, чтобы каждый ребенок нашел увлечение по душе

Помимо этого, в каждой школе заработают факультативные занятия «Шахматный всеобуч», поскольку в сравнении с прошлыми годами снижается количество школ, которые принимают участие в проекте «Шахматы в школе». Будет рассмотрен вопрос отсутствия подготовленных для этого кадров. Особое внимание уделят обучению плавания школьников и дошкольников.

– Актуальным остается вопрос «текучки» кадров и наличия вакансий педагогов-психологов, социальных педагогов, что влияет на качество проведения профилактической работы, – подчеркнула Людмила Лукша.

Начальник управления по образованию поручила педагогам задействовать ВУЗы при составлении заявок и проведению профориентаций в разных учреждениях образования, чтобы повысить процент вовлеченности на работу в Минский район и целевых направлений.

В приоритете остается работа по раннему выявлению социального неблагополучия и профилактике социального сиротства. На 38% выросло количество детей признаны в СОП.

– 17 из 10 детей были повторно признаны. Это говорит, с одной стороны, об осуществлении контроля над семьей, но в тоже время – о необходимости пересмотра причин и условий, повлекших признание в СОП, – сказала Людмила Лукша.

Несмотря на большое количество проводимых профилактических мероприятий на 14,3% отмечается рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их соучастии. Показатель значительно вырос в сравнении с 2021 годом. Остается актуальным вопрос употребления алкоголя учащимися:  в 2022 году на 41,6% увеличилось количество учащихся, задержанных в нетрезвом виде за употребление или распитие спиртных напитков. Результат проведения профилактической работы отмечается только в части уменьшения количества правонарушений.  

Людмилой Лукшей было поручено руководителям школ организовать тесное взаимодействие с предприятиями по вопросу организации временной трудовой занятости учащихся, уделить особое внимание школьникам подучетной категории, разработать и внедрить новые формы досуговой занятости.

– В Минском районе созданы равные условия для получения качественного образования в учреждениях общего среднего образования, поэтапно решаются задачи совершенствования образовательной среды, ведется активная работа по строительству новых школ и детских садов, – отметила Людмила Лукша. – Мы достигли положительной динамики по основным позициям образования, но, вместе с тем, анализ работы выявил определенный перечень проблем и недоработок, на которые будет нацелена работа системы образования Минского района в 2023 году.

Текст: Анастасия ФИГУРИНА

Фото автора

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59