Меню
УП "Мингаз"

Узнали, кто виноват в производственном травматизме

Узнали, кто виноват в производственном травматизме

Уровень производственного травматизма в организациях Минского района за 2022 год заметно снизился по сравнению с 2021-м. Об этом сообщил заместитель начальника начальник отдела трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома Вацлав Страшкевич.

Действительно, цифры впечатляют. В частности, общее количество случаев травматизма сократилось с 43-х до 24-х. Более чем вдвое снизилось число несчастных случаев со смертельным исходом, а также пострадавших и травмированных в дорожно-транспортных происшествиях. Существенно уменьшилось количество несчастных случаев с тяжелым исходом. Не выявлено пострадавших, которые находились в состоянии алкогольного опьянения.

Уроки прошлого

Вацлав Владимирович, можно ли говорить, что обстановка изменилась кардинальным образом?

– В 2021 году нас справедливо критиковали за недостатки в работе, и мы сделали из этой критики соответствующие выводы. Во всех организациях пристоличья вопросам охраны труда было уделено пристальное внимание. Кроме того, мы провели несколько выездных мероприятий, на которых обобщили опыт, указали коллегам на недостатки. Все это в конечном итоге и послужило оздоровлению обстановки. 

Тем не менее несчастные случаи все же имели место?

– Да,  жизнь есть жизнь. Все люди разные, соответственно, и отношение с их стороны к вопросам охраны труда. 

Наиболее частые причины производственного травматизма?

– Они самые разные. Возьмем, к примеру, случаи со смертельным исходом. Специалист по обслуживанию гольф-полей утонул в водоеме при попытке достать теннисный мячик. Как впоследствии выяснилось, пострадавший не умел плавать. 

Бывают случаи совершенно иного порядка. Так, на одной из строительных площадок произошло ЧП с кандидатом в подрядчики — его допустили к работе без соответствующей квалификации. Предварительно он не проходил ни обучения, ни стажировки, ни проверки знаний по вопросам охраны труда.

Кто виноват, тот ответит

Но виновных-то удается установить?

– По каждому несчастному случаю проводится тщательное расследование, и те, кто допустил халатность или, того хуже, преступную небрежность при исполнении своих прямых обязанностей, несут административную либо даже уголовную ответственность.

Например, старший научный сотрудник одного из научных учреждений выполнял работы по полировке деталей и нечаянно упал в ванну с сульфатом аммония, получив при этом термохимический ожог головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Оказалось, что заведующий лабораторией, разработавший техническую документацию на выполнение этого вида работ, не учел воздействия на работника вредных или опасных производственных факторов, чем нарушил требования правил охраны труда. За это он понес административную ответственность.

Пришлось отвечать перед законом и руководителям другого предприятия — там работница получила тяжелую травму руки, которую затянуло валом в станок. В ходе расследования этого случая выяснилось: на предприятии не позаботились о безопасной эксплуатации полуавтоматического ротационного станка для изготовления гофрированной упаковки.

Часто ли потерпевшие сами нарушают правила охраны труда?

– Довольно часто. Прежде всего это игнорирование правил охраны труда. К примеру, работник был травмирован в результате падения с кузова автомобиля, когда укрывал находившийся на нем груз тентом. Он не обратил внимания на то, что тент мокрый и скользкий.

Перелом малоберцовой кости правой голени получил работник одного из предприятий в результате нарушения им требований локальных правовых актов по охране труда. Как говорится, обижаться в данном случае потерпевшему не на кого, сам виноват.

Защити себя сам

А если человек не имеет возможности избежать несчастного случая?

– Да, бывает и такое. Так, на одном из строительных объектов на работника внезапно упало перекрытие между этажами. Шансов спастись практически не было, человек погиб. 

Мы разбирали случай, когда на работе человеку стало плохо. В результате падения с высоты своего собственного роста он получил перелом ребер и ушиб головы.

Еще пример. При валке леса работник был травмирован упавшим деревом. Выяснилось, что в этом виноват наехавший на дерево тракторист.

В вашей статистике немало несчастных случаев, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

– При том, что количество их за прошлый год сократилось более чем вдвое. Дорога — территория повышенной опасности. Участникам движения следует быть очень внимательными и осторожными.

По результатам проведенного расследования было установлено, что водитель неправильно выбрал скорость движения автомобиля с учетом состояния проезжей части дороги и технических характеристик своего транспортного средства. ДТП из-за этого ему, конечно же, избежать не удалось.

Попал в ДТП и работник одного из сельхозпредприятий, когда на служебном автомобиле ехал по магистральной автодороге, где интенсивность движения выше, чем на территории хозяйства. В результате потерпевший получил тяжелые травмы.

«‎Памяркоўныя» сельчане

– Но количество несчастных случаев в организациях АПК за прошлый год все-таки снизилось.

– Да, в два раза. Это свидетельствует о том, что наши сельчане стали более внимательными и осторожными. Да и вообще, жителям сельской местности в большей степени, нежели  горожанам, свойственна осмотрительность. 

При этом не следует умалять также и заслуг специалистов по охране труда. У себя в хозяйствах  они немало делают для предотвращения ЧП на производстве, мы им за это очень признательны.

Кто виноват в производственном травматизме?

– По большому счету, виноваты все, кто по тем либо иным причинам пренебрегает правилами и нормами охраны труда. Это в равной степени касается и должностных лиц, и самих потерпевших.

Каков возраст жертв  производственного травматизма?

– Среди погибших на производстве большинство люди 44-х лет, среди травмированных – 45-ти. Увы, это самый трудоспособный возраст.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Текст: Олег ШВЕДОВ

Фото автора

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59