Меню

За разрешением земельного спора – в исполком. Новеллы земельного законодательства

Фото: из архива pristalica.by

1 января 2023 года вступила в силу новая редакция Кодекса Республики Беларусь о земле. Внесенные в него изменения носят комплексный характер. Особого внимания заслуживают те из них, что касаются рассмотрения земельных споров.

В основе конфликтов между землепользователями лежат разные объективные и субъективные причины. Однако зачастую разногласия между соседями превращаются в многолетние споры, обращения в государственные органы и судебные тяжбы, которые могут повлечь для них негативные правовые, финансовые и моральные последствия.

Осознавая актуальность этих вопросов, государством предприняты меры по оптимизации процесса рассмотрения земельных споров и усилению роли местных органов власти по их разрешению. При этом законодателем избрана такая сбалансированная модель, которая предполагает, что земельные споры по поводу границ земельных участков должны разрешаться непосредственно местными исполнительными комитетами, которые в большей степени погружены в проблемы населения, проживающего на соответствующей территории; понимают особенности местности, самих землепользователей, причины разногласий между ними и т. д. В то же время в законе сохранились механизмы судебного контроля за деятельностью местных исполкомов (путем обжалования действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц) и судебной защиты, которые выражаются в праве любого гражданина обратиться в суд.

В соответствии со статьей 108 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные споры подлежат разрешению:

• Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами – связанные с границами земельных участков независимо от вида права на эти земельные участки, в отношении которых либо в отношении одного из которых фиксированная граница не устанавливалась;

• судами – связанные с правом частной собственности на земельные участки, наследованием земельных участков, возмещением убытков, а также между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности;

• Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами и (или) судами – иные земельные споры.

Сельские, поселковые исполнительные комитеты сейчас не вправе рассматривать земельные споры!

Важным изменением является то, что уже сейчас исполкомы могут разрешать земельные споры, если хотя бы в отношении одного спорного земельного участка граница не устанавливалась либо в отношении которого устанавливалась нефиксированная граница или граница, восстановление которой по ранее оформленным землеустроительным материалам невозможно. В том числе граница, установленная аэрофотогеодезическим, картометрическим способом или без определения координат точек поворота границ земельных участков геодезическим способом в системе координат 1963 года или местной системе координат. Или граница, установленная с ошибкой технического характера либо нарушением требований законодательства об охране и использовании земель и (или) прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц, в том числе повлекшим признание недействительной государственной регистрации земельного участка.

Среди преимуществ рассмотрения земельных споров исполкомами следует выделить:

• отсутствие необходимости оплачивать государственную пошлину;

• отсутствие строго регламентированной процедуры рассмотрения земельных споров;

• оперативность рассмотрения (15 календарных дней со дня поступления заявления для споров, не требующих дополнительного изучения и проверки, 1 месяц – для иных споров, с возможностью их продления, но не более чем на 1 месяц);

• возможность непосредственного участия в рассмотрении спора и наличие у его сторон широкого круга прав (в т. ч. по предоставлению документов и иных доказательств);

• возможность обжаловать решение по земельному спору в вышестоящий исполнительный комитет или в суд;

• наличие у исполкома механизма контроля за исполнением принятого решения, что способствует принятию исполнимого решения.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что со стороны государства сделаны серьезные шаги по закреплению на законодательном уровне эффективных механизмов защиты прав землепользователей, а также созданы предпосылки для принятия местными органами власти справедливых, законных и обоснованных решений. Однако нельзя забывать и о том, что в основе предупреждения земельных споров лежит обязанность каждого землепользователя не нарушать права других лиц.

Текст: Георгий Красуцкий

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59