Коза, медведь, заяц, аист: кто перевоплотился на колядки в Озерце
Главным зимним праздником для наших предков считались колядки – символ связи дня зимнего солнцестояния и начала нового года. Они проходили под Рождество 6-7 января для православных, 24-25 декабря для католиков, и заканчивались на крещение, 19 января. Это традиция, что проходила по неизменному сценарию: соблюдать пост до вечера, при первой звезде на небе садиться за стол, рядом обязательно наличие сена, кутьи и взвара. Какое значение имеет этот праздник сегодня? Искали ответ на этот вопрос в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта, где 23 декабря провели праздник «Прыйшлі калядкі, бліны да аладкі».
Кому-то напомнить, а кому-то и рассказать о специфике коляд решили сотрудники музея. Непогода не смогла помешать проведению встречи, скорее даже наоборот – метелица помогла прочувствовать настоящий дух зимней белорусской деревушки! Комплекс музея представляет собой деревянные хатки с множеством экспонатов, показывающих жизнь наших предков. Тут вам и лодки с рыбацкими сетями, и деревянные корыта, даже конь имеется.
– Для нас проведение подобных мероприятий – это радость! Спросите почему? Все очень просто. Мы видим реакцию людей, то, что им нравится, и они возвращаются к нам снова и снова. Для нас это лучшая мотивация, чтобы организовывать такие события! – делится своими впечатлениями заведующая культурно-образовательным отделом музея Яна Потапенко.
А ведь и правда, самая лучшая оценка – это счастливые глаза людей и детский смех. Территория музея в субботу этим пестрила. Песни, танцы, вкусный чай – это и многое другое стало инструментом по заманиванию гостей. Активная и творческая программа, которую подкрепили интересной экскурсией до начала основного действия. Пока одни создавали своими руками маленьких ангелочков, другие у окон деревенской хаты успели слепить снеговика. Разве это не прекрасно?
Колядки – это особые обрядовые песни, которые обычно исполняют в период от Рождества Христова до Крещения Господня. По традиции колядуют всегда ряженые – люди, одетые в костюмы, маски, часто с музыкальными инструментами или трещотками
– Аутентичный вертеп, как нам рассказала работница комплекса, теневой театр стал для нас чем-то новым. – удивилась семья Аванасенко. – Хочется отметить именно его, ведь каждый из нас в детстве видел батлейку, но мы однозначно уехали отсюда с открытиями.
Масте-классы рассредоточились по всей территории комплекса. Если подумаете, что это неудобно и далеко ходить – это не так. Подобное расположение помогло не пропустить ни один из экспонатов музея. Запах деревенской хаты, рядом опытный экскурсовод, что ответит на любой вопрос, и интересный мастер-класс или небольшой театр – все это в одном месте.
– Признаюсь, жена стала инициатором этой поездки, – улыбается участник мероприятия Михаил. – Были тут летом, летали на параплане и зашли заодно на территорию музея. Впечатлило то, что здесь расположены не искусственно построенные здания, а привезенные и когда-то действительно используемые. Вот и было принято решение в преддверии Нового года посетить это место еще раз.
Важной, или даже правильнее будет сказать, основной частью праздника стали настоящие колядки по хатам на территории музея. Основные животные: коза, медведь, заяц и аист были выбраны среди гостей. Возглавляя колону Вифлеемской звездой под колядные песни, каждый желающий смог поучаствовать в колядовании. У кого-то даже получилось унести с собой сладкие гостинцы.
– Наш музей старается показать людям, что коляды – это не только про веселье и песни, а еще и символ удачи, признак удачного посевного года, – рассказывает ведущий научный сотрудник музея Сергей Ярмолович. – Мы делимся историей, и, самое главное, даем возможность окунуться в эту традицию.
Данное событие стало небольшой, но традицией Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта. Этот год не стал исключением. Узнать подробнее об периодах этого праздника, к примеру о Щедреце (Щедрый вечер) помогли работники комплекса. Это один из праздников колядного цикла (13-14 января), когда обрядовые песни начинаются со слов «щедрый вечер, добрый вечер». Все это в очередной раз доказывает факт того, что популяризовать нашу историю и культуру просто необходимо. Для этого и создаются такие встречи.